Реакция правых и центристов в Госдуме на события вокруг «ЮКОСа» известна. Первые критикуют прокуратуру и президента, вторые их поддерживают. Вы принадлежите к левому крылу Аграрной партии, на прошлых выборах выдвигались в депутаты КПРФ. Как Вы оцениваете эти события?
Скажу за себя: я воспринял их без большой радости. С одной стороны все вроде бы должно вызвать чувство удовлетворения: арестован олигарх, безумно разбогатевший на приватизации, которая прошла незаконно. В результате чего был обобран весь народ. Но одновременно возникает много вопросов. Например, почему взяли Ходорковского, а не кого-нибудь другого, того же Абрамовича, который приобрел футбольный клуб в Англии? И это притом, что России как воздух нужны инвестиции. У меня нет ответа на это. Здесь что-то не так. Складывается впечатление, что власть действует избирательно. А вот по какому принципу - об этом стоит задуматься. Поэтому реакция моя неоднозначная. Как неоднозначна она и на заявление Путина, что он не будет вмешиваться в дело Ходорковского. С одной стороны так и должно быть: президент тем самым демонстрирует, что он следует букве закона, не подменяет собой суд. Но - с другой - всем ведь известно, что и сегодня в стране действует телефонное право. У меня нет сомнения, что арест Ходорковского был санкционирован Путиным. Значит, Путин уже до суда признал Ходорковского виновным. А теперь он делает вид, что не при чем. Зачем такое лицемерие?
Вас не удивило, что президент компании «ЮКОС-Москва» Василий Шахновский, как только против него было возбуждено судебное разбирательство, тут же обзавелся мандатом члена Совета Федерации?
А что тут удивляться? Человек хочет обезопасить себя. А то, что он, житель Москвы, от оленеводов Эвенкии стал парламентарием, - обычное в нашей стране дело. Г-жа Нарусова представляет в Совете Федерации жителей далекой Тувы, Абрамович является губернатором у чукчей… Такие уж у нас нравы сегодня. Но закон здесь не нарушен. Значит, все нормально.
В эти дни ваши коллеги по Думе, я имею в виду Бориса Немцова и Григория Явлинского, заявляют, что дело «ЮКОСа» принесет России немало бед. В экономике резко снизится приток иностранных инвестиций, в политике может установиться «со сталинским лицом». Центристы, естественно, им возражают. А что скажите Вы?
В их словах есть доля правды. И, может быть, немалая. Но опасность я вижу в другом: сегодня не только в центре, но и на местах, я это наблюдаю сам, происходит сращивание власти с капиталом, что ведет к вымыванию всякой демократии. Вот этой действительно вызывает опасение.
Позвольте, задать Вам вопрос также связанный с олигархами. Вы, очевидно, знаете, что в обществе с удивлением узнали, что среди кандидатов в депутаты от КПРФ есть и «денежные мешки». Лично Вас это не шокирует?
Таких там раз-два и обчелся. В отличие от других партий. А что делать? Так уж устроена жизнь сегодня. Ни одной избирательной кампании нельзя провести без больших денег.
Вернемся к судьбе Михаила Ходорковского. От ваших коллег из среды думских центристов можно услышать, что они в деле «ЮКОСа» видят начало широкомасштабной кампании по наведению справедливости в стране, по созданию в России социально-ответственного государства. Каково Ваше мнение?
У меня пока нет оснований делать такие заключения. Хочу подчеркнуть, что в современной России можно применить, как и к Ходорковскому, действия судебных органов к любому из тех, у кого есть миллион и более долларов.
Чем закончится, по Вашему, дело «ЮКОСа»?
Если Ходорковский поведет себя, с точки зрения власти, правильно, то режим помирится с олигархом. Но для этого тому придется покается и поделится.
С депутатом беседовал парламентский корреспондент АПН Борис Кротков