АПН публикует наиболее интересные выдержки из эксклюзивного интервью лидера фракции «Яблоко», члена комитета Госдумы по бюджету и налогам Алексея Мельникова.
Скажите, с Вашей точки зрения, уход Ходорковского с поста главы ЮКОСа может как-то изменить ситуацию?
Если я правильно понимаю решение Ходорковского, то он хочет максимально сосредоточить политическое преследование на себе и вывести из-под удара компанию. Это логично – мы видим, что власти часто в азарте политической погони разрушают весь бизнес. Чего стоило одно решение об аресте акций ЮКОСа из-за ущерба, который якобы государству нанес человек Ходорковский. При чем здесь компания, непонятно.
Я думаю, что основная мысль заключается именно в этом. Может быть, это действительно смягчит ситуацию вокруг ЮКОСа. Встает один вопрос – насколько это самостоятельное решение. Ведь вполне возможно оказание психологического давления на МБХ. К нему же не допускают адвоката, не допускают родных. Быть может, хотят скрыть следы побоев. В конце концов, его свобода ограничена, а решения принимаются в камере. Они могут быть продиктованы чем и кем угодно.
Тут дело еще вот в чем. Когда компания хочет сыграть в обществе, когда она делает определенные шаги к преуспеванию, она в нашей стране встречает системное сопротивление. Сама система сопротивляется Ходорковскому и людям, которые с ним работают. Компания обладает большими ресурсами, есть люди, готовые эти ресурсы использовать. Компания сумела построить самый прозрачный бизнес на российском рынке. Фонд "Открытая Россия", поддерживаемый Ходорковским, прививает обществу навыки, отличные от тупого подчинения. И система, наполненная еще советским лицемерием, этому сопротивляется.
Это серьезный удар по российской экономике. В принципе, пока ничего страшного не произошло, хорошо, что нет провала на рынке, а после заявления МБХ ADR даже поднялись вверх. Но в общем – непоправимый урон. Надо продолжать работать, но как вести дела с властью, устраивающей такой произвол?
Возможен ли вариант перевода ЮКОСа в руки западных инвесторов?
Когда об этом говорят, говорят об управлении компанией, о менеджменте. И в этом плане фактически перевод управления уже сделан. Компанией официально управляет топ-менеджер, имеющий иностранное гражданство. С другой стороны, понимаете, в ЮКОСе все управленцы являются наемными работниками, и неважно, иностранные они граждане или нет.
Сейчас начали ходить слухи о возможном банкротстве ЮКОСа, о введении внешнего управления. Скажите, насколько, с Вашей точки зрения, это реально? Есть ли заинтересованные в этом группы?
Скажем так: я бы не исключал и такую версию. Действительно, заводился вопрос о группе питерских банков, которые готовы путем ряда операций что-то от ЮКОСа оттяпать. Наверняка это только слухи. Но тут речь вот о чем идет: раз уж мы допускаем, что борьбу ведет узкая группа частных лиц, ведет в своих интересах, то может быть все, что угодно. Давайте не будем торопиться с выводами по этому поводу. Частные интересы, проявляющие себя в данной ситуации, могут быть реализованы по-разному.
Как Вы оцениваете отношение российского общества к происходящему?
Это резко негативное отношение. Недаром три партии с разными взглядами – КПРФ, СПС и "Яблоко" – одинаково отрицательно высказались по поводу действий Генпрокуратуры. Поддержали их только партии, в той или иной мере созданные властью, – "Родина", "Единство" и пр.