Сенсацией на прошлой неделе стал арест главы ЮКОСА Михаила Ходорковского. Лично для Вас, Валерий Владимирович, насколько неожиданным оказалось это событие? О чем подумали, когда узнали, что олигарх помещен в изолятор "Матросская тишина"?
Если честно, я не ожидал, что дело кончится арестом. В таких делах, считаю я, вовсе не обязательна столь крайняя мера пресечения. Ходорковский ведь не убийца, не грабитель и не маньяк какой-нибудь, опасный для окружающих. Да и сбежать из страны он не может - слишком видная и известная фигура. Так что вполне можно было взять с него подписку о невыезде и в нормальной обстановке вести дело до суда. Вот о чем я подумал, узнав о его аресте. Не считаю, что арест в этом случае является единственно правильным решением. Впрочем, раз суд так решил, не будем вступать с ним в полемику. Суд у нас в таких делах высшая инстанция.
Случившееся с Ходорковским люди объясняют по-разному. Одни говорят о политических его разногласиях с высшим руководством страны. Другие делают акцент на экономической стороне дела. В чем причину произошедшего видите Вы?
Политика тут не при чем. Органы, занимающиеся экономическими преступлениями, получили в данном случае веские, на их взгляд, основания начать уголовное преследование бизнесмена. Кстати, в последнее время они ведут себя все более активно и эффективно, что надо всячески приветствовать.
Поговорим о возможных последствиях для страны "дела ЮКОСа". Чубайс считает, что оно нанесет непоправимый вред российской экономике, ибо существенно сократит приток в нашу экономику необходимых инвестиций, в том числе и иностранных. Явлинский же прямо утверждает, что арест Ходорковского служит доказательством того, что мы строим "капитализм со сталинским лицом". С кем из них Вы согласны?
Ни с кем! Не надо никого пугать ни ликом Сталина, что сегодня просто смешно, ни тем, что из-за оттока инвестиций в экономике произойдут потрясения. Речь идет абсолютно о частном случае. Мне кажется, что дело ЮКОСа приведет к тому, что наша экономика станет более прозрачной. Что пойдет ей на пользу: ведь инвестиции любят прозрачность, а не мутную воду. И наоборот: чем больше экономика находится в тени, тем меньше она может рассчитывать на приток инвестиций. Короче, ничего страшного не случится ни с политическим строем, ни с инвестиционной политикой.
Также утверждают, что с Ходорковским произойдет то же самое, что с Гусинским: подержат дня три-четыре, а потом выпустят. И даже разрешат выехать за рубеж. Допускаете такое?
Почему же нет? Если суд более высокой инстанции найдет это возможным. Повторяю, я не считаю, что по таким делам, как чисто экономические, необходимо помещение в тюрьму на время разбирательства. Главное в таких делах - вернуть государству положенные деньги, как того требует закон. Притом, с процентами. Замечу попутно, что не стоит сравнивать Ходорковского с Гусинским или с Березовским. И - вообще излишне возбуждать атмосферу вокруг этого дела.
Вы верите, что возбуждение дела против Ходорковского означает начало принятия решительных мер по созданию в России социально ответственного государства?
Очень хотелось бы верить то, что это не какая-то конъюнктурная акция, связанная с определенными политическими обстоятельствами (выборами), а начало серьезной борьбы за то, чтобы перед законом у нас все были равны, за то чтобы бизнес был социально ответственным перед страной и народом.
Вас не тревожит, что правоохранительные органы ведут себя по отношению к предпринимателям очень беспардонно, грубо, неуважительно, как часто можно нынче прочитать или услышать по радио и телевидению?
В части борьбы с теми, кто не платит налоги, меня ничего не тревожит. Меня тревожит другое: недостаточно внимательное и уважительное отношение вообще административных органов, - точнее, отдельных их представителей, к сожалению, весьма многочисленных, - к простому народу, к маленьким людям, на самом житейском уровне. Тут у нас действительно не все в порядке. Граждане часто и справедливо жалуются на поведение милиционеров, министерских чиновников, служащих мэрий, различных управ и РЭУ. Поведение бездушное, бюрократическое, отвратительное. Вот о чем в первую очередь нужно сегодня говорить и писать. А не только о том, как грубо арестовывали того или иного бизнесмена за неуплату налогов, или как в его фирме все вверх дном перевернули, производя обыск.
Итак, подытожим: арест Ходорковского экономику России не разрушит, как возвратом тоталитаризма не грозит.
Не грозит ни тем, ни другим.
С депутатом беседовал парламентский корреспондент АПН Борис Кротков.