Судя по настроениям в обществе, вопрос о пересмотре итогов приватизации в 90-е годы делается все более актуальным. Как Вы, Валерий Владимирович, объясняете это? Анатолий Чубайс сводит все к проискам бизнесменов, которые, цитирую, "не успели у корыта во время рассесться".
Чубайс упрощает. Хотя, конечно, на правом фланге общества есть и такие, кому очень хочется любыми путями потеснить тех, кто уже получил доступ, как изящно выражается Анатолий Борисович, к корыту. Но суть дела не в этом. Суть дела в том, что общество приходит в себя после потрясений последних лет и задается вопросом: почему в стране в ходе приватизации произошло фантастическое расслоение на богатых и бедных? Притом бедных оказалось подавляющее большинство. Разве это справедливо? Ведь когда начинали демократические реформы, народу говорили совсем другое, что все станут жить лучше. А тут получилось, что богатства, прежде считавшиеся общенародными, оказались в собственности у меньшинства. При том, далеко не всегда законными путями. Меньшинство же это не очень заботится о благе государства и народа. К тому же, что греха таить, далеко не все из них оказались эффективными хозяйственниками. Короче, пришло время отвечать за то, как произошла приватизация. Кстати, это свидетельствует, что мы в своем развитии вступили в период стабилизации.
И каким, считаете Вы, должен быть этот ответ? Вернуть все государству или поменять собственников?
Прежде всего, следует провести тщательную инвентаризацию того, как проходила приватизация. И в тех случаях, когда имели место нарушения законов, аннулировать ее. Заняться этим, не мешкая, должно государство. Теперь о том, как поступить с такой собственностью. Я считаю, что мы не должны прибегать к крайностям и все снова возвращать государству. Это мы проходили, этот путь не эффективный. Особо хочу подчеркнуть, что любой нецивилизованный передел собственности приведет к конфликтам. Есть информация, что сегодня у частных предпринимателей в их службах безопасности насчитывается почти три миллиона человек. И все вооружены. Представляете, что может произойти?
Какие же, по-вашему, критерии должны приниматься во внимание при решении вопроса о смене собственника?
Во-первых, определить, законным ли путем собственность получена. Во-вторых, посмотреть, насколько эффективно она используется, все ли налоги с нее уплачиваются, какой вклад в развитие социальной инфраструктуры государства эта собственность вносит. Если обнаружится, что это производство служит исключительно средством обогащения собственника, который не стремится к развитию производства и улучшению жизни своих работников, уходит от уплаты налогов, - а во многих случаях, уверен, мы найдем подтверждение именно такого подхода к делу, - тогда такого "хозяина" следует лишать права собственности и выставлять предприятие на конкурс.
Значит, если я правильно понял Вас, есть единственный путь: вместо одного собственника - нечестного, нерадивого - найти другого, честного и добросовестного?
Не только. Сегодня растущее внимание привлекает к себе еще одна форма приватизации: народная собственность. Ее родоначальником у нас был известный врач-офтальмолог Святослав Федоров. Сейчас в стране уже действует Ассоциация по широкому внедрению предприятий, собственниками которых являются сами работники. Между прочим, на Западе такая форма организации производства получает все более широкое распространение. Предприятия, основанные на собственности самих тружеников, доказывают высокую эффективность. К тому же, на этих предприятиях имеет место более справедливое распределение прибавочного продукта.
Можете ли Вы сказать, что в настоящее время в России есть потребность в таком - назовем его народным капитализмом - в такой форме организации производства? И что, лично Вы и многие известные Вам лица в "Единой России" выступают за такую форму собственности?
Безусловно!
Но это прямо по раннему Марксу получается…
Насчет Маркса не знаю. Это получается по жизни! Между прочим, при такой форме собственности будут абсолютно невозможны поступки вроде приобретения Романом Абрамовичем футбольного клуба в Англии. Поступка наглого, вызывающего, оскорбительного для народа России.
Сейчас начинается новый этап приватизации еще оставшейся у государства собственности. Не боитесь, что часть ее тоже может перейти в чьи-то руки нечестным, незаконным путем?
Сегодня есть возможность не допустить такого оборота событий. Сегодня программа приватизации утверждается парламентом - одновременно с бюджетом на следующий год. То есть, у правительства связаны руки, какие предприятия выставлять на продажу и на каких условиях.
И последний вопрос, Валерий Владимирович, чего ждать в обозримом будущем в плане возможного пересмотра итогов приватизации 90-х годов?
Лично мое ощущение такое: радикального пересмотра результатов приватизации, скорее всего, не будет. Но усиление давления государства на сверхмонополии, на олигархов, чтобы побудить их к более активному участию в социальной жизни общества, - произойдет обязательно. В этой связи заслуживает одобрение недавняя инициатива Российского союза промышленников и предпринимателей. Это, на мой взгляд, первый звонок для начала столь необходимого обществу большого разговора государства с крупным капиталом.