Совет Безопасности ООН никак не может решить, что делать с Ираком. Его постоянные члены - Россия, Франция и Китай, а также Германия - возражают против проекта резолюции, подготовленной США, считая, что он дает Вашингтону слишком большие права в Багдаде. Ситуацию для АПН комментирует вице-спикер Государственной Думы Владимир Лукин, бывший российский посол в США.
Насколько серьезны сегодняшние разногласия России с США по Ираку, стоит ли нам снова вступать в конфронтацию с американцами? В обществе можно услышать: такая ли уж большая разница для России, кто будет главным в постсаддамовском Ираке - США или ООН?
Наши сегодняшние разногласия с США по Ираку - это нормальный рабочий момент. Некоторым свойственно абсолютизировать такие разногласия. Рассуждают, если мы в чем-то не согласны с США, значит, у нас с ними полный конфликт, и вот-вот начнется "холодная война", а то и горячая. Если вдруг по каким-то вопросам соглашаемся, значит, у нас будет с Соединенными Штатами полный союз, и мы чуть ли не объединимся в одно государство. Так не бывает. Большие страны всегда в чем-то соглашаются, когда их интересы совпадают, в чем-то нет, когда эти интересы не совпадают. Так что не надо излишне переживать.
А каковы в Ираке наши интересы, точнее - в чем они совпадают с американскими, в чем нет?
В Ираке многие наши интересы совпадают с американскими. И мы, и они хотим нормализации ситуации в этой стране и уничтожения там источников терроризма. А не совпадают в том, что Соединенные Штаты хотят проводить в Ираке гегемонистскую политику. Они хотят, чтобы все послевоенные работы проходили в Ираке исключительно под их началом, и чтобы они одни, или вместе с англичанами, решали там все вопросы. При этом Организации Объединенных Наций отводится роль ширмы, которая давала бы им деньги и свой мандат. И, когда потребуется американцам, делала там грязную работу. Конечно, на это не согласны ни Франция, ни Германия, ни Китай. Возражаем, естественно, и мы. Поэтому и откладывается принятие резолюции Совета Безопасности по Ираку. Мы вовсе не против того, чтобы США играли в Ираке очень важную роль. Но не хотим, чтобы они были там единственным игроком.
И все-таки некоторые сомневаются: стоит ли ссориться из-за этого с США? Вспоминают, как перед началом войны в Ираке мы выступили против США, и что выиграли? Так ли уж важно для нас, кто сегодня будет там главнее - Соединенные Штаты или Объединенные Нации?
Очень важно. Если США будут главнее, тогда мы не сможем защитить свои базовые интересы в этой стране. Ведь в этом случае именно Штаты будут решать, каков объем российских интересов, каким должно быть их направление, какую часть из них следует удовлетворить, что потребовать от нас взамен, и т.д. То есть нам придется "кушать из рук американцев". Если же главным в Ираке будет ООН, мы будем действовать там более или менее на равной основе с другими державами. И уж, во всяком случае, будем иметь определенную автономию. Что исключительно важно, так как позволит России сохранить свой базовый интерес в международных делах - быть самостоятельным, равноправным партнером в отношениях со всеми государствами без исключения.
Но, согласитесь, Владимир Петрович, главное для нас в Ираке - экономические интересы. Надо во что бы то ни стало их сохранить.
Экономические интересы исключительно важны, спору нет. Но еще важнее базовые политические интересы, о которых я говорил. Кстати, если восстановление нормальной жизни в Ираке будет проходить под эгидой ООН, у России будет больше оснований ожидать соблюдения и ее экономических интересов в Багдаде.