На сайте Фонтанка.ру помещено интервью с почетным гостем Конгресса фантастов России американским писателем-фантастом Робертом Шекли. АПН публикует наиболее интересные выдержки из этого материала
Мистер Шекли, вы оказались в Петербурге в разгар избирательной компании. Что вы думаете о выборах губернатора Санкт-Петербурга, если, конечно, вас интересуют подобные вещи.
Отчего же не интересуют, выборы - часть жизни любой нормальной страны. Другое дело, что я только начал вникать в ситуацию в вашем городе и вряд ли разберусь в ней до конца, а потому не могу сказать ничего конкретного. Судя по тому, что я прочел в газетах, здесь происходит что-то не то. Впрочем, лично для меня в этом нет ничего удивительного. Идеальные выборы бывают лишь в теории, а в реальности все идет так, как идет. В Америке во время избирательных компаний происходит такая же чехарда. Кроме того, всегда остаются вечные проблемы, такие, как борьба против коррупции. Я сомневаюсь, что эту задачу когда-нибудь где-нибудь удастся полностью решить, хоть и надеюсь на частичные успехи.
Я не могу и не хочу поучать, давать советы или оценки, особенно, не зная ситуацию до конца. На мой взгляд, если у тебя есть право голоса, ты должен пойти и проголосовать, а не игнорировать происходящее. Это будет самым правильным, хотя лично я голосую далеко не всегда.
Напрашивается вопрос, почему?
Я обязательно пойду на президентские выборы (кстати, я далеко не уверен в том, что Буш удержится в своем кресле), но на местных выборах голосую не очень часто. В штате Орегон, где я живу, слишком много законов. Я надеюсь, что все они обращены к людям, только люди часто не понимают этих законов, и потому голосование проходит не так массово, как должно. То, что я голосую на местных выборах не очень хорошо, я не прав и не советую другим брать с меня пример.
А как вы относитесь к событиям, которые потрясают мир. Таким, как Великая Французская или Октябрьская революции?
Великие потрясения очень важны, хотя бы потому, что, благодаря им, мир, в котором мы живем, - таков, как он есть. Без них он мог быть лучше, мог быть хуже, но история сослагательного наклонения, как известно, не знает. То, что случилось, уже случилось, и нам с этим наследством жить. Я не знаю, можно было бы избежать тех или иных революций или войн, направить события в другое русло. Возможно, и Великая Французская и Октябрьская революции были необходимы и неизбежны. Возможно, они могли произойти позже или раньше. Возможно, окажись у власти другие люди, все можно было предотвратить или смягчить. А, может, развилки были гораздо раньше, и поворачивать следовало за сто, пятьдесят, двадцать лет до считающихся роковыми событий. Не знаю.
Четыре года назад вы вместе с Полом Андерсоном принимали участие в проведенном в рамках Конгресса фантастов России форуме Будущего, ставшего традиционным. В частности, там вы сказали «я оптимист, я рассчитываю на будущее, в котором главной ценностью будут интересы личности, а не интересы общества. Так и будет, поскольку к этому осознанно или неосознанно стремится большинство людей. Я не верю в третью мировую войну, в реализацию антиутопий, в глобальные катастрофы. Если человечество этого не хочет (а оно не хочет, отдельные больные люди не в счет), этого не случится. Вероятность же космической катастрофы ничтожно мала».
Значит, я переменился еще меньше, чем мне казалось. Что до знаковых событий, то для меня, как для американца, не могло пройти бесследно 11 сентября и то, что за этим последовало. Этот день можно считать своего рода поражением Америки. Я был неприятно поражен паникой, которую вызвал теракт. На мой взгляд, реакция была слишком эмоциональной и непродуманной. Решив ответить агрессией в Афганистане и Ираке, США замахнулись слишком на большой кусок. Полная цена подобных действий до сих пор неизвестна, но уже очевидно, что это очень сильный удар по экономике США.
А в России многие полагают, что Штаты, наоборот, укрепили свои позиции, в том числе и экономические.
О каком укреплении можно говорить, если люди остаются без работы? Может, какие-то большие компании и выиграли, но ситуация с безработицей стала еще хуже. На мой взгляд, никаких благоприятных для Америки последствий от афганской и иракской авантюр нет. Ни в экономическом, ни в политическом, ни в моральном плане.
Вас не волнует угроза западной цивилизации со стороны ислама?
Мне очень стыдно, но, видимо, в силу моих врожденных недостатков, меня глобальные и суперглобальные проблемы волнуют меньше того, что будет на ужин. Это ужасно, но я не просыпаюсь в холодном поту, увидев во сне страшных исламских фанатиков, и не сижу целыми днями, глядя в стену, старательно решая мировые проблемы, дабы потом объявить благодарному человечеству, что знаю, как надо.