Через неделю в России будут отмечать первое десятилетие событий 3-4 октября 1993 года. Одни - с торжеством и ликуя, другие как великую национальную трагедию. Своим отношением к событиям делится с АПН писатель, доктор философии Александр Зиновьев, в прошлом известный критик советского режима.
Александр Александрович, где Вас застали эти события?
В Германии, в Мюнхене, где я готовился к поездке в Россию. Я не был на Родине с 1978 года, когда вынужден был покинуть СССР. Мне тогда был поставлен ультиматум: или я без скандала покидаю страну в течение пяти дней, или мне грозит тюремное заключение сроком на 12 лет. Основание - выход на Западе моей книги "Зияющие высоты" и ряд других публикаций, содержание которых было квалифицировано как клевета на советский общественный и политический строй.
Явились ли октябрьские события, о которых речь, неожиданностью для Вас?
Ни в коей мере. Находясь в Западной Европе, я внимательно следил за событиями на Родине. У меня для этого были отличные возможности: не только московские, но и местные СМИ, много рассказывавшие о России, плюс общение с разного рода людьми, которые профессионально занимались тем, что изучали происходящее у нас, и которые были прекрасно информированы о содержании наших реформ. Больше того, некоторые из них напрямую участвовали в подрывной деятельности против Советского Союза. Со мной они делились своей информацией, как с человеком, который зарекомендовал себя как критик советской системы. Так что, смею сказать, я был лучше информирован о том, что на самом деле происходит в России, чем многие россияне. И поэтому ждал именно такого развития событий.
Поясните, пожалуйста, почему?
Потому, что было ясно, что в стране происходит контрреволюция против советского строя. Толчок ей дал Горбачев. В августе 1991 года произошел "путч", провал которого стал началом антикоммунистического переворота. К 1993 году пришла очередь уничтожения остатков советской системы. Между прочим, я по ходу этих событий написал книгу, которая называется "Русский эксперимент". Она вышла в 95-м году в издательстве "Наш дом" небольшим тиражом и сегодня является библиографической редкостью. В ней я подробно описал, как готовились эти события, как они проходили. Я оценил их, как заключительный этап контрреволюции.
На основании чего, позвольте узнать?
Повторяю: находясь на Западе, я вращался в кругах, где были люди, которые не только следили за событиями в России, но и влияли на них. И от них я узнал, что в России готовится акция, которая должна будет поставить точку в антикоммунистическом перевороте. Притом готовится как провокация по примеру 1991 года. В 1991 году в роли провокаторов выступили Янаев, Крючков и компания; на этот раз роль провокаторов была отведена Руцкому и Хасбулатову.
То есть, Вы хотите сказать, что Руцкой и Хасбулатов не были красно-коричневыми, как их называли тогда люди Ельцина, что целью их действий было уничтожение остатков советского строя, а не возвращение в этот строй?
Именно так. Они не были красно-коричневыми, что, между прочим, подтверждает их участие в событиях августа 1991 года на стороне Ельцина.
Но в 1993 году они оказались в оппозиции к Ельцину.
Ну и что? Это вовсе не доказывает, что они хотели вернуть советский режим. Они возглавили оппозицию к Ельцину, а в ее рядах тогда были уже миллионы честных людей, и побудили Ельцина подавить огнем движение недовольных. Именно так действия Руцкого и Хасбулатова расценили многие политики на Западе, прекрасно осведомленные, что на самом деле происходит в нашей стране. Еще накануне они предупреждали, что готовится разгром оппозиции. И Руцкой с Хасбулатовым облегчили Ельцину выполнение этой задачи. Поэтому они и отделались легким испугом. Ельцин не оставил бы их в живых, если бы они действительно представляли для него опасность.
Считаете ли Вы, что в случае победы Руцкого и Хасбулатова Россия не повернула бы в советское прошлое? В таком случае, по какому пути пошла бы тогда страна?
Даже если бы Ельцина в Кремле сменили Руцкой с Хасбулатовым, Россия продолжала бы идти по тому пути, на который она вступила после 91-го года. И мы в принципе имели бы то, что имеем сейчас. Подчеркну, события, о которых мы говорим, не были исключительно результатом внутреннего развития России. Они в определенной степени были спровоцированы извне - теми силами, которые ставили перед собой задачу забить последний гвоздь в крышку гроба, куда уже уложили большевистский режим. В итоге расстрел Белого дома стал завершающей операцией контрреволюции.
И последний вопрос, Александр Александрович, каким видится Вам второе десятилетие после тех памятных событий, что годы грядущие нам готовят?
Будет все то же, что имеем сегодня. Может быть немножко хуже, немножко лучше. Нынешний социально-политический режим установился у нас всерьез и надолго. Произойдет также дальнейшее подчинение России Соединенным Штатам. И если, не дай Бог, случится война США с Китаем, а ее исключать нельзя, Россия выступит на стороне США.