По мнению Николая Гульбинского, у нынешней избирательной кампании есть существенное отличие от предыдущей - 1999 года. Тогда, считает он, Борис Ельцин «со своей гениальной политической интуицией» дистанцировался от всех существующих в России политических партий. Он объявил себя «президентом всех россиян», хотя, на самом деле, был президентом только своей «семьи» - небольшой группы олигархов и коррумпированных высокопоставленных чиновников, которые крутились около него и получали от него все блага. Тем не менее, Ельцин понимал, что связывать свою судьбу с какой-либо политической партией того времени - значит обречь себя на политическое поражение, потому что все эти партии никого не представляли, кроме своих вождей, и не имели долгосрочного будущего.
Принципиальное отличие нынешней ситуации состоит в том, считает политолог, что вокруг Путина наконец-то выстроилась боеспособная политическая партия под названием «Единая Россия». Не случайно, поэтому Путин посетил ее съезд и сказал, что он голосовал за нее четыре года назад.
«Хотя в тот момент, - уточнил политолог, - такой партии не было. Были отдельно "Единство" и "Отечество - Вся Россия". Так что еще не понятно, за какую из двух президент тогда голосовал. Но это неважно. Важно, что Путин заявил на всю страну, что связывает свою политическую судьбу с одной конкретной партией. А это означает, что партия "Единая Россия" – победит».
«Мне лично, - продолжал Николай Гульбинский, - "Единая Россия" напоминает "Объединение французского народа" во главе с генералом де Голлем. Тогда от вступавшего в нее требовалось только одно: ответить на вопрос, поддерживает ли он политику де Голля. И если говорилось "да", этого было достаточно: человек становился членом партии. У нас точно также достаточно объявить, что ты поддерживаешь президента лично Владимира Владимировича Путина и ты уже можешь стать членом "Единой России", которая в настоящих условиях является единственной реальной силой, способной взять и удержать власть».
В итоге, повторил Николай Гульбинский, первый этап избирательной кампании показал, что после выборов в России сложится полуторная политическая система: с одной стороны партия Путина, с другой все оппонирующие ей партии, которые на деле не смогут противостоять партии президента. «Поэтому очень важно, - подчеркнул политолог, - чтобы из этой полуторной системы не сформировалась система однопартийная, ибо тогда это будет монополия, которая приведет к загниванию, что было уже однажды в нашей истории. А опасность такая есть». По словам Гульбинского, необходимо, чтобы в будущем, желательно недалеком, появился какой-то альтернативный политический и социальный проект, который смог бы противостоять «Единой России». «Чтобы возникла хотя бы двухпартийная система. Однако, пока такой второй серьезной партии нет и на горизонте».
«Сегодня у наших политиков есть одно желание: прислониться к президенту и получить от него какие-то выгодные места в иерархии государства», - заявил Николай Гульбинский. Что же касается содержания предвыборных платформ партий, вступивших в предвыборную борьбу, считает политолог, то все они сшиты, что называется, на одну колодку: «все толкуют об одном - о необходимости развивать экономику цивилизованными методами, удвоить в ближайшие годы ВВП, улучшать жизнь народа, укреплять государство, ввести все отношения в стране в правовое русло и т.д.». «Все за это, никто не против, а по сути никакого принципиального различия между главными участниками предвыборной борьбы нет. Нет среди них ни крайне правых, ни крайне левых, все они, по сути, тяготеют к центризму. Это еще одна особенность сегодняшней ситуации», - заключил беседу Гульбинский.