Кампания по выборам губернатора Петербурга вступает в завершающую стадию. Лавры победителя достанутся не только самому удачливому кандидату, но и его политтехнологу. Самую масштабную деятельность развернула команда Валентины Ивановны Матвиенко. Официально ее избирательный штаб возглавляет ректор Горного института Владимир Литвиненко, друг Владимира Путина, которого прочили на самые разные кремлевские посты, но все никак не назначали. Участвовал он и в избирательных кампаниях, однако все это вряд ли можно было назвать крупным делом, после которого высокое назначение выглядит естественным. Формальным оселком, - причем, почти беспроигрышным, - стали выборы Матвиенко.
Однако, как сообщает сайт «Фонтанка.ру», на самом деле, технологию кампании разработал и воплощает в жизнь другой человек – Андрей Виноградов, партнер Глеба Павловского по Фонду эффективной политики, бывший гендиректор Агентства печати «Новости». Он приехал в Петербург почти сразу после того, как Валентину Ивановну назначили полпредом и развернул здесь бурную деятельность. Штаб действует с мощным размахом, в работе задействованы несколько сотен человек. Остается вопрос, кому достанутся реальные лавры – Литвиненко или Виноградову.
Многие до сих пор убеждены, что предвыборным штабом Анны Борисовны Марковой руководит известный питерский имиджмейкер Владимир Большаков – человек, прошедший две губернаторские гонки с Владимиром Яковлевым и одну в Красноярске с Лебедем. Данные о его работе с Марковой, однако, устаревшие, поскольку доподлинно известно, что между кандидатом и политтехнологом произошла размолвка.
Сам Большаков, судя по комментариям в ряде СМИ, утверждает, что он буквально на днях сложил с себя полномочия начальника марковского штаба по причинам материального характера. Однако информированный источник в штабе Анны Марковой сообщил, что Большакова отстранили от этой работы еще на подготовительном этапе в начале августа из-за плохо организованного сбора подписей в поддержку кандидата. По мнению этого источника, судебные иски, сопровождавшие всю предвыборную кампанию Марковой, вызваны, в том числе, неважной организацией работы ее штаба на начальном этапе.
Большаков, между тем, без дела не остался. Сегодня совместно с Михаилом Чирковым он возглавляет штаб Сергея Беляева. Реальная работа штаба началась всего 10 дней назад. А до этого кампанию Беляева вел малоизвестный политтехнолог Игорь Ганжа. Как и в случае с Марковой, кандидат и имиджмейкер расстались со скандалом, недовольные друг другом. Новая команда вынуждена работать в режиме скорой помощи, пытаясь спешно выправить ситуацию. Упор в кампании делается на наружную рекламу, видео- и аудиоролики.
Константин Сухенко на начальном этапе своей кампании работал с некой питерской фирмой «Медиапром». Но и ему пришлось спешно менять коней на переправе – говорят, из-за финансовых разногласий. Сегодня как такового штаба у Сухенко нет. Работу ведут всего несколько человек под руководством Владимира Соловьева, который уже не раз помогал Сухенко на выборах в Законодательное собрание, а до этого вел несколько кампаний Константина Севенарда. Особой активности работы штаба в масштабах города не наблюдается, большая ее часть сосредоточена в округе депутата. Это позволяет предположить, что нынешняя кампания используется кандидатом как стартовая площадка для выборов в Госдуму.
Лидер фракции «Яблока» в ЗакСе Михаил Амосов опирается в своей кампании на внутренние партийные резервы. Это традиционная практика всех избирательных кампаний «яблочников». Делается это не столько из соображений патриотизма, сколько из-за недостатка в финансировании. Так оно в итоге и получается – «живенько, но бедненько».
Другие кандидаты заметных предвыборных телодвижений не совершают. В ближайшие три дня предвыборная гонка достигнет своего апогея и штабам придется показать все, на что они способны. А уже в воскресенье политтехнологи начнут подсчитывать доходы, а кандидаты-неудачники – убытки.