«Федеральный закон об основных гарантиях закрепляет право журналистов информировать граждан о кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках. В связи с этим в рамках информирования избирателей не исключается и анализ предвыборной деятельности кандидатов, а в рамках этого – и оценка кандидатов со стороны журналиста».
«СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ВЫБОРЫ Вопросы и ответы», брошюра ЦИК РФ
По мнению Николая Гульбинского, закончившийся этап, вопреки многим прогнозам, оказался достаточно интересным. Во-первых, считает политолог, следует выделить формирование блока Глазьева. "Безусловно, это событие в политической жизни. В дополнение к "единороссам", которых я отношу к левому центру, и к коммунистам, образовалась еще одна левая сила. И это весьма опасно как для "Единой России", так и для КПРФ. Особенно для коммунистов. Тем более что они, включив в свой список товарища Кондратенко, обозначили поворот к национализму, что должно осложнить их кампанию".
Правда, говорит Николай Гульбинский, нет уверенности, что блок Глазьева все же сможет преодолеть 5-ти процентный барьер. "Тут все будет зависеть от того, какие финансы окажутся у него, и как ему будет помогать власть".
Вторая неожиданность, говорит политолог, - это то, что значительное финансирование обрела "Народная партия" Геннадия Райкова. Известно, что ее поддерживает часть кремлевской администрации. Хотя, конечно, большим недостатком этой партии является то, и это показал ее съезд, что в рядах ее нет ярких личностей. "У нас ведь, в российских условиях, партия - это, прежде всего, яркий, талантливый лидер. Чего о г-не Райкове как и его сподвижниках сказать невозможно". Поэтому, полагает Николай Гульбинский, народникам не удастся преодолеть необходимый барьер, несмотря на огромные деньги, которые у них появились.
Как и следовало ожидать, продолжал собеседник, оказалось совершенно пустым начинание с "Партией жизни" и с проектом Селезнева. Это видно по итогам их съездов. "У Селезнева были определенные шансы, если бы он представил себя в качестве левого центриста, социал-демократа. Но он избрал другой путь, нашел другую кампанию. И за это поплатится. Мест для его партии, как и для партии Миронова, в Госдуме не найдется: есть такое положение в математике, когда сумма двух бесконечно малых величин есть тоже величина бесконечно малая".
Удивляет, сказал собеседник, и решение съезда СПС ввести в первую тройку своего избирательного списка Анатолия Чубайса, личность, в глазах многих, одиозную. "Уж если надо было привлекать Анатолия Борисовича к предвыборной борьбе, следовало поставить его первым номером. Ведь сам Чубайс учит, что в политической борьбе, чем больше наглости и нахальства, тем лучше. А у него как раз всего этого в избытке".
Хотя и в этом случае, заявил политолог, партия правого крыла одолеет 5 процентов, в отличие от партии Явлинского. "Ознакомившись, с какими идеями оно идет на выборы, с какими людьми во главе, приходишь к заключению, что в нынешнюю Думу "Яблоко" не попадет - те же лица, те же слова, все и вся критикующие и всему оппонирующие, достаточно утомили народ".
Результаты предвыборного съезда ЛДПР, по мнению Николая Гульбинского, обсуждать бессмысленно. "ЛДПР - партия одного человека, у которого есть круг своих фанатов, который увеличивается в дни потрясений и катастроф. Что показали, например, выборы в 1993 году. Будут какие-то неприятности к декабрю, Жириновский с запасом преодолеет установленный барьер; не будет - не так легко, но все равно преодолеет: маргиналов в стране хватает"
О других участниках избирательной кампании, считает Николай Гульбинский, и вовсе не стоит говорить: это все "массовка, шаги за сценой".