Сегодня в газете «Вечерний Новосибирск» опубликована любопытная статья Дениса Анисина «Яблоко гниет изнутри». АПН помещает наиболее интересные выдержки из этого материала.
Если еще четыре года назад, «Яблоко» было одним из самых организованных политических институтов, то к сегодняшнему дню оно представляет весьма своеобразный политический механизм. В первую очередь, это заметно в отношениях между «яблочным» федеральным центром и региональными отделениями партии, многие из которых уже проводят в жизнь свои собственные программы. Несоответствие проводимой политики в регионах и главной политической линии партии не могло не привести к расколу в региональных рядах «яблочников».
Новосибирский раздор
В Новосибирске непримиримую борьбу вели сначала две, а затем уже три группы старых новосибирских «яблочников». Каждая из них пыталась получить большинство в политсовете и избрать своего председателя. Кульминацией конфликта стали выборы губернатора и мэра зимой 1999-2000 гг. Тогда каждая из группировок поддержала разных кандидатов и не преминула сделать об этом публичные заявления. Только вмешательство московского «Яблока», поддержавшего молодых, не замешанных в продолжительной череде скандалов Сергея Арасланова и Евгения Гаврилова, позволило объединить новосибирское «Яблоко». Правда, как оказалось, ненадолго. В 2000 году новосибирские «яблочники» провели довольно шумную кампанию в местный областной Совет, но ни один из кандидатов депутатом не стал. Более того, только Евгений Гаврилов сумел занять «почетное» третье место. Для остальных кандидатов даже такой результат оказался недостижим.
В последующие три года новосибирское «Яблоко» вело себя крайне пассивно, ограничившись лишь участием в общероссийских акциях московских «яблочников». Возможно, что одной из причин столь низкой активности стал доставшийся Сергею Арасланову «по наследству» политсовет. Этот политсовет состоял из старых безынициативных «яблочников» - бывших непримиримых соперников, которые не желали или не могли работать вместе. В результате 1 августа 2003 года Сергей Арасланов, так и не достигнув за три года значительных успехов, сложил с себя полномочия и. о. председателя и члена политсовета новосибирского отделения «Яблока». Характерно, что это произошло на следующий день после того, как в Москве сторонники партии «Яблоко» заявили об учреждении межрегионального общественного движения «Яблоко» без Явлинского».
Три свердловских «Яблока»
В Свердловской области «Яблоку» так и не удалось попасть в областной парламент с 1994 года. Возможно, это связано с расколами внутри регионального отделения. Так, в 1995 году на выборах в Госдуму по одномандатному округу победила кандидат от «Яблока» Светлана Гвоздева. Округ посчитали «проходным» и пообещали это место в региональном списке партии Алексею Созонову. Однако оно досталось более предприимчивому руководителю молодежного отделения Сергею Грущаку. В результате Созонов обиделся, и долгое время в Свердловской области существовало аж три «Яблока»: областное отделение под предводительством Гвоздевой, молодежное отделение во главе с Грущаком и отколовшееся от них отделение с Созоновым во главе. Вскоре Гвоздева перебежала в тогдашнюю партию власти НДР, Грущак ушел в правительство Кириенко, а Созонов и вовсе покинул «Яблоко».
Две половинки томского «Яблока»
До известного момента времени центральный аппарат «Яблока» мог гордиться своим региональным отделением в Томске и Томской области. Возглавляемое Олегом Плетневым, отделение представляло собой монолитную организацию, с выдержанной идеологией, совпадающей с политической линией центрального «Яблока». После трагической гибели в октябре 2002 года Олега Плетнева началась внутренняя борьба за власть. В итоге бюро федерального совета партии «Яблоко» распустило свое томское региональное отделение.
По словам бывшего руководителя отделения Николая Шульги, группа членов партии выдвигала на пост руководителя регионального отделения председателя томского городского «Яблока» Василия Еремина. В свою очередь, сам Николай Шульга был обвинен в идеологическом предательстве - отказе от принципов оппозиционной борьбы и в проведении «соглашательской политики» с администрацией региона. Накал страстей в борьбе за власть в томском «Яблоке» достиг своего апогея - часть членов партии покинули ее ряды и объявили о создании альтернативной партийной организации - «Оппозиционном блоке имени Олега Плетнева», отняв свою часть «яблочных» голосов. Обострение борьбы за власть над томским отделением «Яблока» произошло именно после заявления руководителя «ЮКОСа» Михаила Ходорковского о финансовой поддержке партии на декабрьских выборах.
Пермские удобрения
Схожая ситуация с пермским отделением «Яблока», или, как его уже окрестили, «партией одного завода». В феврале этого года отделение в Перми возглавил генеральный директор OАО «Минеральные удобрения» Валерий Чупраков. Пост достался легко. Валерий Чупраков привел с собой в отделение около 120 сотрудников своего предприятия, которые, в свою очередь, выдвинули его кандидатуру на место руководителя регионального отделения. Появление нового лидера сопровождалось скандалом с ветеранами «яблочного» движения, не пожелавшими мириться с тем, что их мнение открыто игнорируется. Представитель «старой гвардии» Михаил Касимов даже был намерен опротестовать в суде решение участников партийной конференции о выборе нового руководства. Его аргумент - нельзя избрать руководителем регионального отделения «Яблока» кандидата, бывшего на момент избрания членом другой партии. Нынешний руководитель пермского отделения» «Яблока», Валерий Чупраков, на момент его избрания, официально состоял в рядах «Единой России». Верх политического цинизма.
Омский призрак
Раскол в рядах руководства «яблочных» региональных отделений и отсутствие активной политической позиции в регионах становится тенденцией. Омское отделение «Яблока» практически самоустранилось от участия в политической жизни региона. Возглавив в 2000 году омское отделение «Яблока», бывший работник горкома комсомола Юрий Федотов попросту исключил всех идеологически активных членов организации. Сегодня, по мнению экспертов, идеологической программы у отделения просто нет. Те же эксперты уже не решаются назвать омское «Яблоко» политической организацией, определяя его как «политический кружок». Политическое безразличие «Яблока» в омском регионе выражено полным нежеланием участвовать в политической жизни региона. На предстоящие 7 сентября губернаторские выборы отделение не только не выставило своего представителя, но и не участвовало в обсуждении о поддержки кандидатов от других партий. Оппозиционной политики «против всех» также не наблюдается. Представителей «Яблока» также нет ни в законодательном собрании области, ни в городском Совете Омска. Дело может дойти до того, что о существовании партийного отделения «Яблока» в Омской области избиратели узнают только из бюллетеней для голосования в день выборов.
Ростовский привой
В Ростовской области ситуация не менее парадоксальна. Лидер регионального отделения оппозиционной, казалось бы, партии «Яблоко», депутат ГД Михаил Емельянов пошел на альянс с местной властью и не решается выступить против администрации. Главному «яблочнику» приходится лавировать между директивами из центрального аппарата партии и инициативами чиновников областной администрации, наиболее видные из которых состоят в «Единой России». Чтобы избежать ненужных конфликтов, Емельянов изобрел очень удачную тактику: он практически не упоминает о своей принадлежности к «Яблоку» в публичных выступлениях. Кроме того, что региональное отделение «Яблока», похоже, тихо сливается с партией власти, оно еще и побило все рекорды по количеству «мертвых душ», если судить по результатам их деятельности. Местные политологи утверждают, что «яблочников» в Ростовской области на самом деле в четыре раза меньше, чем утверждают они сами.
Горячие карельские парни
Противостояние региональных «яблочных» лидеров, претендующих на пост руководителей партийных ячеек на местах, не ограничивается Сибирским регионом. Продолжает набирать обороты скандал в карельском отделении «Яблока». Здесь конфликт произошел между нынешним руководителем Александром Чаженгиным, отдавшим 10 лет строительству карельского «Яблока», и Василием Поповым, членом регионального совета той же партии. Оба претендуют на лидерство в региональном отделении партии. В конфликт были втянуты рядовые члены партии, образовались «группы поддержки» Чаженгина и Попова. Разрешить конфликт дважды пытался председатель партии «Яблоко» Григорий Явлинский, проводя встречи с каждым из них. Однако даже влияния Григория Алексеевича не хватило для разрешения сложившейся ситуации. Участники конфликта не хотят даже разговаривать о возможности какого-либо компромисса. Тлеющее противостояние может с новой силой вспыхнуть как в ходе подготовки к выборам в Государственную думу, так и во время самих выборов. Создается впечатление, что личная «статусность» у карельских «яблочников» превыше всего. Даже деятельности «Яблока» в регионе.
Урожайный красноярский дичок
Зато в другом регионе - Красноярском крае, наоборот, наблюдается «яблочная» гиперактивность. Приближающиеся думские выборы не остановили инициаторов представителей «новой волны яблочников» от переизбрания руководства в краевом отделении партии. Причем смена руководства произошла вопреки рекомендациям из центрального аппарата «Яблока». Новое руководство краевого отделения дало «зеленый свет» членам партии на проведение в жизнь чуть ли не собственных программ. Так, вместо обещанного разрешения социальных проблем в главу угла была поставлена модная сегодня экологическая тематика, дискредитируя, тем самым ранее заявленные «Яблоком» ценности. «Ветераны «яблочного» движения в Красноярском крае открыто сомневаются о сохранении молодыми последователями того «яблочного» духа, который был присущ более старшему политическому поколению. В настоящее время численность членов «Яблока» в Красноярском крае - всего 500 человек. Более-менее заметного увеличения численности партийных рядов удалось достичь только после «пинка» из Москвы - весеннего задания федерального центра о предвыборном наращивании числа членов партии в регионах. Высказываясь на эту тему, «старые яблочники» вообще ставят под сомнение дальнейшее существование партии в регионе.
Почему сохнут региональные корни «Яблока»?
Анализируя ситуацию в региональных отделениях партии «Яблоко», вывод напрашивается сам собой. Федеральный центр абсолютно не занимается организацией работы своих региональных отделений. «Яблоко» набирает свои проходные 5%, как правило, из крупных городов (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород). Из остальных регионов поток голосов настолько незначителен, что на них можно не обращать внимания. Тем не менее «Яблоко» имеет 67 региональных представительств, практически не занимающихся никакой политической деятельностью. Однако, в соответствии с Законом о политических партиях, каждая партия, чтобы иметь статус партии, должна иметь свои отделения, как минимум, в 45 регионах РФ (ст. 3) Следовательно, эти самые 67 представительств «Яблока» не более чем юридическая ширма, прикрывающая необходимый пункт в законе. Григория Явлинского такое положение вещей вполне устраивает - одновременно исполняется норма закона и снимается необходимость контроля деятельности (или самодеятельности) региональных отделений. Единственный, кто в проигрыше, так это рядовой избиратель, поставивший свою галочку в бюллетене в графе «Яблоко».