Обыск на квартире и в офисе руководителя регионального отделения Российской Партии Жизни в республике Татарстан Фарида Хузиханова, изъятие у него партийных документов явились событиями вполне логичными и ожидаемыми. Поводом для визита правоохранительных органов стало возбуждЈнное в 1998 году, а затем приостановленное уголовное дело в отношении некоего афериста И. В. Метелева, по которому Хузиханов проходил не самым важным свидетелем. А поскольку новый российский УПК до Татарстана, видимо, ещЈ не дошЈл, санкция на обыск была выдана по-старинке: не судом, а заместителем прокурора республики. Ситуацию комментирует обозреватель АПН Лев Сигал.
Бессменный, начиная с 1989 года, глава Татарстана Минтимер Шаймиев проводит очередную зачистку окружающего политического пространства, следуя курсу на обеспечение гомогенной политической среды во вверенной ему Аллахом республике. Будучи членом политсовета партии «Единая Россия», Шаймиев постоянно использует свой завидный административный ресурс для того, чтобы не позволить по-настоящему развернуться в Татарстане каким-либо иным политическим партиям, будь то КПРФ, «Яблоко», СПС и т. д. Эффективность этой политики подтверждена многолетней практикой: троекратным единодушным избранием самого Шаймиева президентом Татарстана, формированием лояльного ему Госсовета, а также рекордным уровнем поддержки в Татарстане российской «партии власти». (Правда, Верховный Суд РФ однажды признал, что в 1996 году в Татарстане были откровенно подтасованы результаты выборов Ельцина, но Шаймиеву, как, впрочем, и Ельцину, это сошло с рук).
Поэтому удивляет не начавшееся в Татарстане давление на Партию Жизни, нагло пытащуюся пустить ростки в политической нише «Единой России», а проявленное ранее официальной Казанью беспечное попустительство, в силу которого «жизненцы» успели за год своего существования создать 38 территориальных организаций и завербовать 20 тысяч партийцев. Возможно, такое попустительство объясняется вроде бы лояльным (хотя и на короткое время) отношением Шаймиева к заместителю председателя РПЖ Рафгату Алтынбаеву, являвшемуся представителем правительства Татарстана в Совете Федерации.
Однако в апреле между ними пробежала чЈрная кошка: Алтынбаев был со скандалом отозван из Совета Федерации, после чего заявил, что будет баллотироваться на пост президента Татарстана. Как известно, таких заявлений, пусть даже сделанных в самой почтительной к действующему начальнику форме, не прощают и в коренной России, не говоря уже о еЈ восточных улусах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Татарстане повсеместно началось административное давление на «жизненцев», в том числе рядовых членов партии, с целью вынудить их свернуть политическую деятельность. В московской штаб-квартире РПЖ имеется 36 заявлений, главным образом со стороны сельских жителей, в которых излагаются подобные факты. По словам Алтынбаева, типичным приЈмом стала угроза главы сельхозпредприятия не дать «жизнелюбивому» крестьянину двух возов сена.
Примечательно, что РПЖ реагирует на все эти факты более чем сдержанно и, как ни парадоксально, совершенно не пытается заработать на них предвыборные очки. В своЈм публичном заявлении Алтынбаев не позволил себе ни слова критики в адрес политического курса официальной Казани, хотя в условиях августовского отпускного затишья любое резкое высказывание было бы тотчас замечено СМИ. ВсЈ что пытается сделать сейчас руководство РПЖ – это кротко увещевать Шаймиева (наняв, впрочем, известного адвоката Алексея Бинецкого), укоряя его в нарушении джентльменских «правил игры» в отношении прокремлЈвских единомышленников.
Хотя в действительности член президиума Всемирной конферерации рыцарей, лауреат премии «Золотая маска», почЈтный профессор МГИМО и дважды академик Шаймиев руководствуется не только высшей политической, но и биологической целесообразностью. Как руководствется ей кукушонок, вышвыривающий из гнезда прочих птенцов. Партии Жизни, взявшейся любить родную природу, это стоило бы понимать.