Олигархия и революция

Олигархия и революция

ЗАМЕТКИ О ЛЕТНЕЙ PR-КАМПАНИИ 2003 года.

Часть вторая.

Не довольно ли писать о нашей вонючей Революции,
- и о прогнившем насквозь Царстве, -
- которые воистину стоят друг друга.

В. В. Розанов,
«Апокалипсис нашего времени».

Но для этого нынешнюю мутную кашу,
которая именуется собственностью,
но не предполагает связанных
с частной собственностью
ответственности и мобильности,
конечно, надо слить в парашу.

Г. О. Павловский,
«Размышления о рехнувшемся компьютере»

Предуведомляя вторую и последнюю часть этих тягостных заметок, не могу не поделиться сомнениями относительно природы информационных вещей.

Давеча один весьма уважаемый мною человек, в конце 90-х годов XX века занимавший солидный пост в нефтяной компании ЮКОС, изложил мне презабавную версию: PR-кампанию, о которой мы тут с вами рассуждаем, ведет вовсе не корпорация Михаила Ходорковского. А, напротив, ее злобные и злостные, тайные и явные конкуренты-враги (среди которых может оказаться и «Базовый элемент»), цель которых – подставить ЮКОС и стравить его со всеми, с кем он еще сам не стравился в прошлом.

Что ж – судя по промежуточным результатам PR-кампании «в защиту» ЮКОСа и либерализма в России, мой собеседник вполне может оказаться прав. Поэтому я хочу заранее предупредить: заметки мои касаются лишь следов кампании в информационном поле. Истинные глубинные намерения Михаила Ходорковского, равно как и степень его личной причастности к организации кампании мне не известны.

L’idiot international, или Новые идиоты

За минувшие десять идеологи и организаторы PR-кампании позволили себе несколько новых шалостей и существенно расширили круг людей, которых они демонстративно считают идиотами.

Сначала была шалость вполне невинная: история о том, как черный демиург Березовский передал некоему «политтехнологу и лоббисту» Белковскому $12 млн. с целью организации наката на ЮКОС. Белковский же скупил на корню всю «ленинградскую команду» президента Путина. Потом все они вместе обманули Путина и генпрокурора Устинова, и – вот вам результат. Путин и Устинов сегодня просто не понимают, что их «развели» как детей. А когда поймут, то немедленно закончится тоталитарная ночь, и над нашим бизнес-садом торжественно и радостно засияет небо. Да, чуть не забыл: затеял все это Березовский, чтобы, в конечном счете, дискредитировать Путина и свергнуть его на фиг.

Интересно, кто должен поверить в этот премилый апокриф? Путин? Устинов? «Ленинградская команда» президента? Березовский? Белковский, наконец? В который раз придется повторить: неслыханное богатство воображения пиарщиков не доведет ЮКОС до добра.

К концу минувшей недели пошли шалости с менее однозначными последствиями. В ночь с четверга на пятницу «Интерфакс» дважды (!) сообщил, что Генпрокуратура накопила вагон компромата на чукотского губернатора Романа Абрамовича и вот-вот возбудит против него уголовное дело. И уже утром на торгах ММВБ акции подконтрольной Абрамовичу «Сибнефти» упали на 11%. Правда, поутру Генпрокуратура слух о близких гонениях на Абрамовича официально опровергла, и акции вновь пошли в рост.

Если в Генпрокуратуре действительно сидит шутник, который по ночам балуется скандальными утечками в направлении фондового рынка, то Путину следует побыстрее поставить перед Советом Федерации вопрос об отставке Устинова. Но, боюсь, источники и составные части сибнефтяной провокации были несколько иные. Холодный, как голова чекиста, анализ информационных потоков позволяет предположить: утечку об Абрамовиче – уголовнике «запустила» в «Интерфакс» одна крупная корпорация. А были у этой крупной корпорации четыре цели: 1) показать, что Генеральная прокуратура не контролирует исходящую от нее информацию; 2) продемонстрировать Путину, что за действиями Устинова и Ко может стоять прямой коммерческий интерес – ведь кто-то сильно заработал на перепадах курса акций «Сибнефти»; неудивительно, если в ближайшие дни появятся заметки о том, что на утечке с последующим опровержением круто наварилась какая-нибудь брокерская контора «Бирюков, Заостровцев и братья по разуму»; 3) приостановить начавшийся в 20-х числах июля рост основных российских фондовых индексов, чтобы почивающим на лаврах эмитентам и инвесторам жизнь медом не казалась; 4) напомнить могущественному Роману Абрамовичу, что все под Богом ходим и надо бы поактивнее защищать интересы коллег по олигархическому цеху. Интересно, что это за крупная корпорация могла быть? Господин Ходорковский, Вы, случайно, не в курсе? И как должно оценить подобные действия пресловутое инвестиционное сообщество?

Еще одна характерная тенденция минувшей декады: снизился градус рассуждений о роковом ущербе для российской экономики. Тему эту развивал, по сути, только неизменно своевременный Геннадий Зюганов. В самом деле: в условиях уверенного роста фондового рынка, начавшегося 21 июля, и заявления авторитетного агентства Moody’s о возможности скорого повышения инвестиционного рейтинга России отождествлять проблемы ЮКОСа с национальной катастрофой стало как-то неприлично. И линия PR-кампании взяла резкий крен в «патриотическом» направлении. Было наконец-то признано, что ЮКОС (вместе с «Сибнефтью») традиционно боролся против масштабных иностранных инвестиций и, в частности, против режима СРП. И потому зловещие иностранные инвесторы, скооперировавшись все с теми же Игорем Сечиным и Сергеем Богданчиковым, решили Михаилу Ходорковскому отомстить. В этой дерзновенной версии хорошо одно – чистосердечное признание, которое, как известно, смягчает вину. Наконец-то мы вспомнили, что именно российские олигархи в сладостные 90-е годы были противниками серьезного присутствия серьезных иностранцев в России – ведь в таком случае бесплатной приватизации не получилось бы. Олигархическая же философия сводилась к тому, чтобы взять все у тупого и нелепого государства российского дешево, а отдать зарубежному барину – дорого. В общем, получилось. И именно поэтому ни Вашингтон, ни Нью-Йорк не спешат сегодня провозглашать М. Б. Ходорковского живым символом своих интересов на постсоветском пространстве.

Итак, идиотизация околоюкосовского пространства пошла дальше вширь и вглубь, сметая пространственные и временные границы. От умиления плачут уже не только богатые – плачут практически все.

Музыка революции, или Олигарх с обнаженным бюстом

28 июля ЮКОС распространил пресс-релиз – и здесь уж, увы, трудно сомневаться, что тайные враги-изверги ни при чем, - в котором призвал сотрудников Генпрокуратуры и спецслужб не подчиняться «преступным» приказам начальства. Почему-то пресс-релиз не стал заметным явлением общественной жизни. А зря.

Вообще говоря, все существование военизированных структур строится на том, что приказы сначала выполняются, а потом обсуждаются. Ибо при обратной последовательности действий никакое функционирование силовой машины невозможно. Когда же люди в погонах и при оружии, не увольняясь с государевой службы, выходят из повиновения, это называется – мятеж. Или революция – в случае победы неповинующихся. По сути, пресс-служба ЮКОСа обнародовала очень скромный призыв к мятежу.

Автор идеи и текста призыва известен мне, и он с Кремлем как будто связан. Это, если чутье меня не подводит, политтехнолог Г. О. Павловский, выступающий ныне одним из главных защитников ЮКОСа. Дело в том, что буквально такими же словами про преступные приказы Г. О. в 2000 году обращался к сотрудникам ОРТ – чтобы те не подчинялись печальному демону, духу изгнания Березовскому. Тогда Г. О. обещал всем мятежникам защиту со стороны государства. Сейчас все поставлено с ног на голову: в роли Березовского Путин, в роли Путина – Ходорковский. Но лексика осталась прежней. Видимо, так дешевле.

Движимые мятежным духом, юкосизаторы всей страны пустились и в рассуждения о бессмысленности уплаты олигархами налогов и раздела природной ренты – ибо госчиновники каждую кроху, которая упадет в бюджет, все равно украдут. А уж о том, какое страшное зло представляет собою госсобственность, и говорить не приходится – менеджер частной корпорации по определению в 100 раз эффективнее госуправляющего (видимо, пример Enron это ярко подтверждает). В общем, приходим к логическому выводу о паразитическом характере государства в целом и необходимости его скорейшего упразднения. Ибо у каждого олигарха в этой стране есть свои частные менты, чекисты, прокуроры, учителя, врачи и т.п. А остальному населению они, в общем, не больно-то и нужны. Потому как если нет у кого денег содержать персональное государство – то место его … в общем, сами знаете где…

Поначитавшись и понаслушавшись всей этой юкосятины, пришел я к дерзкому выводу. Сколько лет наши левые ищут нового харизматического лидера, молодого и стройного! Путеводную звезду, которая привела бы их к полной победе на выборах и без выборов. Как давно говорят о необходимости замены перезревшего буржуазного Зюганова! Да только все не было кандидата. Теперь он – есть. И он – с нами. Михаил Борисович Ходорковский. Человек, который, по версии многомудрого Г. О., уже почти стал кумиром российской молодежи. Вот кто способен поднять и развернуть усталое знамя революции.

Так и вижу Ходорковского с обнаженным бюстом на баррикадах у Колпачного переулка. Он собирает народ на последний, решительный. И бежит туда и солдат, и матрос, и интеллигент, и раб с мечом, и ветеран с кайлом. И я, жалкий, сжимая в кулачке мятый картуз с логотипом «Роснефти», клацая латунными зубами, вставленными за счет Березовского, не в силах противостоять завораживающей музыке революции, стремлюсь туда же. И дух нефтяного восстания увлекает меня, и вот уже мы все вместе, распевая корпоративный гимн, идем на Кремль, и входим в Кремль, в царские палаты, и … Смиренно падая ниц перед М. Б. Ходорковским, Воином-Освободителем, восклицаем торжественно: о, Великий Учитель и Вождь Народов, превращающий воду в нефтесодержащую жидкость, исцеляющий расслабленных русских, смело говорящий с этой страной, как право имеющий, а не как книжники и прокуроры, позволь нам увидеть ярчайшее мгновение твоего триумфа и – умереть. Если ж дров в печи плавильной мало, МБХ – вот плоть моя!

Одно лишь неясно: как сочетаются мятежные призывы с образом сверхреспектабельного бизнесмена, принимаемого в лучших домах Сан-Франциско. Ведь трудно представить себе, например, Билла Гейтса, который в разгар антимонопольного расследования в отношении Microsoft призвал бы федеральных чиновников игнорировать распоряжения федерального же руководства. Словом, может не понять всемогущая и всемилостивейшая Америка такой антигосударственной риторики. Но, может, оно и к лучшему – жесткий, бескомпромиссный, антиамерикански настроенный левый лидер России точно не помешает.

Сила и слабость

Как сказано в древней и мудрой китайской книге, покорность и непокорность – вещи относительные, сила и слабость – вещи абсолютные. Летняя PR-кампания 2003 года показала, что Ходорковский на деле на порядок сильнее Путина. Обороняясь, он успешно консолидировал ресурсы, которые президенту со всем его близким окружением и не снились. И действовал отважно, прекрасно понимая, видимо, что никакой тоталитаризм олигархам не грозит. Сила в сегодняшней России – не на стороне государства. Может быть, это и хорошо. Но память о слабых русских режимах – взять хотя бы Николая II и Горбачева – заставляет поежиться.

Увы, дамы и господа.

Станислав Белковский

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram