Правоохранительные органы недостачно внятно информируют население о "деле московского маньяка-душителя". Если маньяк существует, считает ИА «Regions.Ru», значит, милицию можно считать соучастником преступления, потому что люди не знают, чего им следует опасаться, откуда ожидать нападения, что делать, если встретился с маньяком лицом к лицу. Отсутствие информации опасно само по себе, оно делает людей беззащитными перед маньяком. Если он существует.
Но противоречивая информация/отсутствие ее, позволяет также считать, что маньяк придуман, пишет ИА "FederalPost".
Директор Института прав человека, член Комиссии по правам человека при Президенте РФ, доктор философских наук Камилжан Каландаров считает, что дело московского маньяка, скорее всего, просто уловка, которая призвана отвлечь внимание от глубоких политических и экономических проблем. Более того, указал правозащитник, не исключено, что "дело маньяка" в ближайшее время приобретет националистический характер.
"То, что пишут средства массовой информации, комментарии, которые дают властные структуры, – все это вызывает недоверие. На мой взгляд, за этим скрывается большая и грязная политическая игра. Вообще, возникают большие сомнения, есть ли на самом деле маньяк", - сказал правозащитник. По мнению Камилжана Каландарова, спровоцированный интерес к московскому маньяку находится в русле усилившейся в последнее время в России тенденции отвлекать внимание людей от крупных провалов в экономической и политической сфере. По словам Каландарова, это связано, в том числе, с делом ЮКОСа, но и не только с ним: "Когда один провал следует за другим, возникает такая необходимость".
Камилжан Каландаров указал на возможный сценарий развития этой акции. "Российские власти, особенно силовые структуры, заинтересованы в том, чтобы перевести экономические проблемы в межконфессиональную плоскость. Либеральный фашизм, многочисленные факты нарушения прав, вседозволенность, притеснение национальных меньшинств приводят к тому, что в России становится страшно жить, особенно выходцам из стран СНГ", - говорит правозащитник. "Пока не говорят, что маньяк имеет сходство с кавказцами, но не пройдет двух-трех дней, как мы к этому придем", отмечает Каландаров, добавляя, что с такими случаями приходилось сталкиваться уже не раз.
Дело маньяка, по словам правозащитника, перед выборами может приобрести характер националистической выходки. Для того, чтобы оно "приняло худший поворот" достаточно сказать, что в нем опознали "чеченца или наркомана из Таджикистана, которые обычно выполняют роль "мальчиков для битья". Когда дело перейдет на межнациональную почву, возникнет опасность, что оно "будет развиваться по принципу пружины: если градус национализма повысится по Москве, он повысится по России". В то же время, подчеркнул Камилжан Каландаров, президент поддержал Комиссию по правам человека по вопросу проведения в октябре Всероссийского гражданского форума, на котором эти проблемы будут решаться. Добавим, что Владимир Путин также рекомендовал руководителям правоохранительных структур принять участие в этом форуме.
Мнение о "виртуальном маньяке" разделяет и источник FederalPost в одной из ведущих консалтинговых фирм. Он считает возможным, что "маньяка придумали", чтобы отвлечь внимание общества от других проблем, в частности, от истории с ЮКОСом. "В прошлый раз "маньяк" появился, когда были проблемы у Ельцина", - заявил источник.
Свое мнение о московском маньяке высказала FederaPost лидер партии Демократический союз Валерия Новодворская. Она уточнила, что не является специалистом по маньякам, однако сказала: "Я считают, что общество вообще пребывает сейчас в состоянии маниакала. Вся федеральная армия в Чечне подходит под определение маньяков, для которых не хватит тюрем. Страной руководят маньяки, президент все время призывает кого-то мочить.
Просто каждый действует по возможностям. Один мочит в Москве, другой, как Буданов, в Чечне. Уголовного кодекса не хватит на то, чтобы разобрать эти преступления. Такого рода сюжеты разбираются на нюренбергских процессах".
Валерия Новодворская не сочла необходимым оценивать действия милиции и стратегию освещения этого дела в прессе. Напомним, что руководитель столичного ГУВД, генерал-лейтенант милиции Владимир Пронин заявил на днях, что совершенные в Москве убийства "не являются делом рук одного человека". Он назвал это совпадениями и отказался увязывать их "в одну цепь".
Новодворская по этому поводу сказала следующее: "Пусть господин Грызлов отвлечется от своей избирательной кампании и займется маньяками. Здесь получается по Агнии Барто, "Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок". Пусть он почитает Конан Дойла "Записки о Шерлоке Холмсе" или Агату Кристи об Эркюле Пуаро" и ловит маньяков, раз он считает себя профессионалом, хотя я лично так не считаю, – подчеркнула Новодворская.
В Институте Судебной Психиатрии им. Сербского следят за действиями "маньяка-душителя", сообщил в беседе с корреспондентом FederalPost врач института, психоаналитик Юрий Арзуманов. По его словам, поведение преступника свидетельствует о несомненном присутствии патологии в его психике. Трудно заочно сказать, что именно это за отклонение. Это может быть как психопатия, так и шизофрения в параноиальной форме. Возможно, убийца находится в состоянии наркотического опьянения. По характеру преступлений можно сказать, что преступник зациклен на определенном типе жертв. Возможно здесь сказывается травма, нанесенная ему в детстве или полученная при каком-либо потрясении в течение жизни. То, что преступник нападает именно на женщин, говорит о том, что таким образом он самоутверждается за счет более слабого человека. Изнасилование – наиболее яркая форма такого самоутверждения. Кроме того, изнасилование может свидетельствовать о сексуальных проблемах преступника. Это все, что можно сказать о маньяке по его поведению, заявил Юрий Арзуманов. Точный диагноз возможно будет поставить только при полном обследовании преступника.
О том, как влияет освещение преступлений маньяка в прессе на людей, корреспонденту FederalPost рассказал Тарас Дудко, доктор медицинских наук, психиатр Национального научного центра наркологии, специализирующийся на серийных убийствах.
По его словам, тот факт, что маньяка долго не находят, может стимулировать потенциальных преступников. Вполне возможно, что маньяк не один, а их двое. И они друг друга подталкивают к совершению все новых преступлений.
Серия летних убийств является социально-психологическим показателем состояния общества. Появление маньяка – четкий симптом болезни социума. Такой же, как и теракты. Все подобные негативные явления взаимосвязаны. И одно провоцирует другое. Теракты вполне могли подстегнуть человека к тому, чтобы выйти на улицу и начать душить и насиловать. Люди становятся более агрессивными.
Передается агрессия и мирным обывателям. Мужья, насмотревшись криминальных новостей по телевизору, начинают запрещать женам выходить на улицу. Вообще для мужчин агрессия гораздо более свойственна. И возникает она под влиянием страха. С помощью нее мужчина как бы маскирует свою неспособность ему противостоять. Так возникает хронический стресс населения, заключил Тарас Дудко.