Страсти по Калининграду немного улеглись – спецпредставитель Рогозин рапортовал президенту Путину об успехах, а сотни тысяч людей остались отрезанными от «большой земли». Особенно остро проблемы области понимают в самом Калининграде. Местное информационное агентство «Каскад» размышляет о том, чего теперь добивается Дмитрий Рогозин для самого западного региона страны. АПН приводит эту статью с небольшими сокращениями.
«Дмитрий Рогозин остался без работы. Во всяком случае, сам он во время последнего приезда в янтарный край заявил, что считает миссию специального представителя президента России по проблемам Калининградской области исчерпанной, так как вопрос о транзите через территорию Литвы решен. С другой стороны, именно особые полномочия Дмитрия Олеговича способствовали его политической популярности. Резюме: вряд ли Рогозин добровольно уйдет с политической сцены, особенно в год выборов депутатов Государственной думы, в которой он возглавляет комитет по международным делам.
Спецпредставитель несколько слукавил, говоря о том, что добровольно оставляет этот пост. Более того, “Каскад” в очередной раз стал обладателем конфиденциальных документов, в которых Дмитрий Рогозин излагает президенту Владимиру Путину свои взгляды на дальнейшее развитие ситуации вокруг Калининградской области.
Как стало известно, еще 25 мая заместитель руководителя администрации президента РФ А. Абрамов направил письмо вице-премьеру В. Христенко. Цитата: “Поскольку вопрос находится в компетенции правительства Российской Федерации, направляю вам вышеуказанные предложения для возможного учета при подготовке предусмотренных Федеральной целевой программой развития Калининградской области на период до 2010 года изменений и дополнений в акты законодательства Российской Федерации в части упрощения порядка въезда в особую экономическую зону и выезда из ОЭЗ иностранных граждан, ведения бухгалтерского учета по международным стандартам, совершенствования налогового и таможенных режимов в рамках ОЭЗ, а также совершенствования деятельности правоохранительных органов”.
Что же предлагает г-н Рогозин? Какое рагу намерен приготовить? К примеру, два варианта реформирования ОЭЗ на самом западе страны. Первый – создание в пределах области отраслевой налоговой гавани, специализирующейся на поддержке развития всех видов транспорта, гражданского строительства, индустрии развлечений и отдыха, а также других “материально осязаемых” отраслей экономической жизни. Второй – учреждение Международного Балтийского финансового центра – универсальной и полной оффшорной зоны для нерезидентов Российской Федерации со специализацией на транспортно-морской, страховой и банковский оффшор.
Пожалуй, самое радикальное предложение, которое вряд ли получит одобрение политической и деловой элиты нашего эксклава, – “прямое федеральное управление особой экономической зоной с последующим переходом к прямому федеральному управлению самой Калининградской областью”. Если называть вещи своими именами, то Рогозин предлагает приостановить действие Конституции России в одном из 89 субъектов Федерации. Ведь прямое управление из Москвы не имеет ничего общего с выборами губернатора Калининградской и возможностью волеизъявления для наших земляков, имеющих право голоса.
Дальше – больше. Спецпредставитель рекомендует президенту выделить Калининградскую область из состава Северо-Западного федерального округа и придать ей статус Прибалтийского федерального округа с центром в Калининграде. Вряд ли это предложение здорово обрадует полномочного представителя главы государства в СЗФО Валентину Матвиенко и ее заместителя в Калининградской области Андрея Степанова. Причем, как считает Рогозин, полпред в Прибалтийском округе должен быть “наделен полномочиями по управлению особой экономической зоной в Калининградской области”. Уж не себя ли видит Дмитрий Олегович в этой роли? А зачем тогда администрация области и администрация ОЭЗ, которую недавно возглавил вице-губернатор Михаил Цикель?
К письму президенту Рогозин приложил концепцию реформы ОЭЗ. В ней я нашел любопытное упоминание о создании эффективной административной системы, “препятствующей росту сепаратистских настроений”. На мой взгляд, если такие настроения и присутствуют, то вовсе не у калининградцев, а в воспаленном воображении некоторых московских политиков. Что касается экономических воззрений, то спецпредставитель считает нужным соблюдать минимальную, близкой к 10 процентам, общую ставку налогообложения, в том числе - в отношении валютных и товарно-сырьевых бирж, ресторанного бизнеса, переработки сельскохозяйственного сырья.
Снижение налоговых ставок, пишет далее Рогозин, станет привлекательным для бизнесменов из Прибалтики, Скандинавии и Польши. Уже в первые два года функционирования новой ОЭЗ в производственную деятельность на вновь создаваемых предприятиях может быть вовлечено от 60 до 80 тысяч человек, что позволить решить проблему занятости в Калининградской области. Общий же объем налоговых поступлений некоторых упомянутых выше отраслей, где на первое место поставлен транспорт, даже при уменьшении ставки может возрасти в семь и более раз. В это трудно поверить. Это маниловские прожекты, не имеющие ничего общего с реальной экономикой. Как и идея о том, что суммарно доля сектора развлечений может составить 15-20 процентов от регионального валового продукта. Не в Монте-Карло живем!
Труднореализуемо и предложение о создании Международного Балтийского финансового центра и регистрации в МБФЦ “от 250 до 500 тысяч компаний уже к концу первого года его функционирования”. Где же столько взять? Фантастической выглядит и мысль о том, что суммарный годовой доход только от регистрации субъектов МБФЦ может составить 250 млн долларов. Для сравнения, напоминает Рогозин, накопленный в Калининградской области за все предыдущие годы инвестиционный капитал равен 50 млн долларов.
Непонятно, откуда взялась последняя цифра. Обратимся, к примеру, к основным показателям социально-экономического развития Калининградской области в 2002 году. Инвестиции в основной капитал составили около 200 млн долларов, иностранные инвестиции – 47,7 млн долларов. Эти данные получены в администрации области, где тоже удивились экономическим познаниям Дмитрия Олеговича.
К слову, сам Рогозин не скрывает, что эти и некоторые другие предложения вряд ли будут встречены аплодисментами. Поэтому в вариантах проектов президентских указов есть, например, примечательные упоминания о том, что “с учетом предполагаемой негативной реакции Европейского союза обеспечить информационно-пропагандистское сопровождение работы по реформированию особой экономической зоны в Калининградской области”. Что же касается проекта закона об ОЭЗ в нашем регионе, то, делает вывод спецпредставитель, он не способствует улучшению социально-экономической ситуации, а расширяет коррупционные функции чиновничьего аппарата. А где гарантия, что чиновники из аппарата Прибалтийского федерального округа, который предлагает создать Рогозин, будут свободны от коррупции?