Как генеральный директор Совета по национальной стратегии и соавтор доклада «Государство и олигархия», не могу не высказаться по поводу яростной информационно-лоббистской кампании в защиту ЮКОСа, которая ведется на протяжении последних двух недель. Кампании, кульминацией которой стало вчерашнее заседание клуба «Открытый форум» в столичном отеле «Савой».
До сих пор было принято считать, что «Открытый форум» спонсируется ЮКОСом и его основная подспудная задача – обосновать необходимость перехода от президентской республики к президентско-парламентской и подготовить к этому общество. Поэтому совершенно логично, что клуб дал возможность высказаться экспертам, исключительно лояльным крупнейшей российской нефтяной компании. Итоги дискуссии весьма примечательны и показательны. Их можно свести примерно к следующим семи пунктам:
1. Сверхкрупный бизнес в России экстерриториален и находится вне зоны действия законодательства. Любая попытка поставить под сомнение законность тех или иных действий олигарха – провокационна и преступна по сути. Любые акции правоохранительных органов в отношении олигархических корпораций, не инициированные этими корпорациями и не согласованные с ними, противоречат интересам страны и ведут к неисчислимым бедствиям. Сотрудники силовых структур, осмелившиеся участвовать в подобных акциях, по определению не ведают, что творят, и потому являются «бандитами в погонах» (термин лично дорогого товарища М. Б. Ходорковского).
2. Олигарх – это нравственный идеал сегодняшней России, ум, честь и совесть нашей эпохи. Без олигархов нация лишится ориентиров, «сойдет с колеи и быть не сумеет». Любая принципиальная критика олигархов, их способа мышления и образа действий – кощунственна и святотатственна. (И, конечно, щедро оплачена бюрократами и «бандитами в погонах». Один политтехнолог, известный в качестве человека сугубо бескорыстного и неангажированного, и вовсе заявил на «Открытом форуме», что доклад «Государство и олигархия» - часть «ментовской спецоперации»).
3. Олигархи – патриоты по определению. Что хорошо для них, хорошо для России. Олигархический капитал – основа социально-экономической стабильности и будущего процветания страны.
4. Арест Платона Лебедева знаменует начало тотального передела собственности в стране, отказ власти от либерального курса в экономике, наступление бюрократии на бизнес по всему фронту.
5. Президент Владимир Путин слабоват и глуповат, он стал заложником собственной «ленинградской команды», стремящейся к полному огосударствлению экономики и деприватизации. Долг человека и гражданина в этот роковой момент истории – открыть глаза Путину на ужас происходящего. Долг общества – ограничить президентскую власть, которая позволяет себе спокойно взирать на погром в святилище.
6. Уголовные дела в отношении топ-менеджеров ЮКОСа ведут к оттоку миллиардов долларов, параличу отечественной экономики, подрыву инвестиционного рейтинга России, полному прекращению иностранных инвестиций.
7. Если Платон Лебедев немедленно не будет отпущен, а правоохранительные органы не покаются в содеянном, Россию следует признать тоталитарным государством, а Путина – Туркменбаши и Лукашенкой в одном лице. И, конечно же, апеллировать к мировому сообществу с требованием обуздать неосталинский режим.
Следует отметить, что ни одна из трагедий общенационального масштаба последних лет – от катастрофы АПЛ «Курск» до теракта в Театральном центре на Дубровке – не вызывала у представителей либерального истеблишмента столь яркой и резкой реакции. Что бы до сих пор ни происходило – следовала лишь ироничная постмодернистская усмешка: дескать, все равно в этой гребаной стране ничего хорошего никогда не будет - так чего и переживать!.. Но вот когда Платон Лебедев оказался в СИЗО по обвинению в мошенничестве – тут уж, вставай, страна огромная, вставай на смертный бой с чекистской силой темною, с проклятою ордой.
Несмотря на то, что уровень аргументов, предъявляемых адептами ЮКОСа, кажется мне весьма низким и зачастую откровенно карикатурным (чего стоит серьезное рассмотрение участниками «Открытого форума» очевидной и грубой фальшивки – «распечаток телефонных переговоров» Сечина, Богданчикова и Белковского), позволю себе прокомментировать основополагающие тезисы, выдвинутые в защиту олигархии.
1. Добровольные PR-агенты ЮКОСа фактически предлагают государству отказаться от своих функций в отношении собственников 2/3 российской экономики. То есть, разделить страну на две: для простых смертных, где действуют законы, где можно устраивать проверки, возбуждать уголовные дела и т.п., и для богоподобных жрецов Крупного Капитала, которые сами себе и есть власть. Де-факто это разделение на две страны уже существует с середины 90-х годов, когда олигархический слой сформировался и заявил о своих претензиях на управление государством. Теперь, очевидно, предлагается конституировать подобное положение вещей. А также – легитимизировать полную олигархическую неприкосновенность.
2. Именно олигархи сделали нормой использование силового ресурса – и официального, и теневого – в качестве средства давления на конкурентов и передела собственности. Именно олигархи попытались привить стране понимание, что нет ничего святого, кроме денег. Может быть, мы забыли, сколько крови было пролито в процессе формирования олигархических империй? Да, может быть, и стоит забыть, и простить им, ибо действительно не ведали и не ведают, что творят. Но делать из Платона Лебедева Сахарова и Солженицына наших дней – это, все-таки, явный перебор. «Можно, конечно, крыть с трибуны матом, но давать Героя – это брось».
3. Общим местом является, что олигархи премного способствовали консервации сырьевого характера российской экономики, деградации ее высокотехнологичных производств и собственно интеллектуального потенциала. До задержания Платона Лебедева об этом даже можно было говорить вслух. А уж свежая покупка Романом Абрамовичем «Челси» - ярчайшее свидетельство вящего олигархического патриотизма. Трепещи, жалкий московский «Спартак», символ футбола в этой стране! Неплохо бы еще вспомнить, что недавно РСПП с подачи Олега Дерипаски патриотично предлагал использовать ресурсы ЦБ РФ для приобретения олигархами крупных производств за пределами России. Аналогичных примеров – сотни, и нет смысла повторять всем хорошо известные факты.
4. Если вырваться из плена проолигархической истерики и изучить фактуру, ни о каком переделе собственности речи вообще не идет. Другой вопрос, что все, и сверхкрупные бизнесмены в первую очередь, знают: формирование олигархических империй проходило с множественными нарушениями всех и всяческих законов. Согласен, что во имя стабильности в обществе об этом можно забыть. Но бравировать и кичиться неправедными подарками, полученными от Бориса Ельцина, олигархам все же не следовало бы. Недальновидно это. Равно как и сакрализировать украденное. Еще больший цинизм - прикрываться «живым щитом» из 100 миллионов россиян, собственности которых якобы тоже угрожает «чекистско-ментовской беспредел». До сих пор олигархи плевать хотели на эти 100 миллионов, у которых ничего и нет, кроме жалкой квартирки в «хрущобе» и барахлящих старых «Жигулей», а теперь, видимо, решено использовать нищий российский народ в качестве живого щита. Трагедию августа 1991 года хотят повторить, как водится, в форме фарса.
5. Что же касается либерального курса – тут у олигархов, конечно, особые заслуги. Не надо поспешно забывать, что Михаил Ходорковский – генеральный спонсор КПРФ, а экономическая программа этой партии отнюдь не либеральна. И ревизии приватизации в этой программе уделено большое внимание. А ведь именно с помощью КПРФ хозяин ЮКОСа собирался (и, вероятно, собирается) формировать правительство парламентского большинства во главе с собой, любимым. А если вспомнить 1996 год? Ведь тогда всЈ те же олигархи готовы были привести к власти Геннадия Зюганова – и только недоговороспособность лидера коммунистов заставила их сплотиться вокруг благодетеля Ельцина. Так что ставить знак равенства между «олигархией» и «либерализмом» - не только профессиональная, но и историческая ошибка.
6. Согласен, что президент Путин слаб и непоследователен. Что кредит доверия, полученный им в марте 2000 года, он – во многом под давлением олигархического слоя – использовал неэффективно. В отличие от многих сегодняшних защитников олигархического капитализма, я всегда писал и говорил об этом открыто. Тем не менее, Путин – человек достаточно информированный. И когда ему, выражаясь олигархической терминологией, «впаривают шнягу», реагирует он не слишком благосклонно. В этом смысле вся неистовая PR-кампания ЮКОСа оказалась абсолютно контрпродуктивной. Неужели вы не понимаете, господа, что, пытаясь всучить президенту явные фальшивки и обманки, вы только усугубляете ситуацию? Что глава государства, как бы податлив он ни был, никогда не поверит в то, что олигархи – совесть нации, а Сечин с Богданчиковым по телефону обсуждают всякие глупости?!
7. Запад относится к нашим олигархам с большим подозрением. Их капиталы, в целом, не считаются праведно нажитыми. И уж тем более далек Запад от апологетики сверхкрупного бизнеса, решившего стать властью. В этом смысле апелляции к элитам Америки и Европы выглядят не столько цинично, сколько наивно. Масштабные же иностранные инвестиции придут в нашу страну тогда, когда инвесторы будут уверены: в России есть законодательство, единое для всех, и у государства есть рычаги обеспечения исполнения законодательства. В этом смысле первейший враг иностранных инвестиций – олигархическая экстерриториальность. Нелишне отметить, кстати, что Михаил Ходорковский и его коллеги еще недавно настаивали, что иностранные инвестиции стране вообще не очень нужны – ибо олигархический капитал сам способен решить все проблемы. И под этим предлогом была торпедирована, в частности, методология СРП. Так что отождествление Платона Лебедева с иностранными инвестициями – тоже явный перебор. Падение же акций ЮКОСа нанесло ущерб, в первую очередь, нескольким оффшорным компаниям, которым ЮКОС и принадлежит, в первую очередь, гибралтарскому оффшору GROUP Menatep. Жалко оффшоры, конечно, но при чем же здесь интересы России?
8. Если шантаж олигархов в отношении власти в очередной раз окажется успешным, о Владимире Путине как общенациональном лидере надо забыть. А долгожданный олигархический переворот станет реальностью, - уже сегодня. Впрочем, наивно полагать, что из-за Ходорковского всесильный Запад, надежда и светоч всех защитников ЮКОСа, приравняет Путина к Туркменбаши. Как говорилось в старом анекдоте, в Политбюро не дураки сидят.
Впрочем, PR-кампания ЮКОСа с участием многочисленных представителей истеблишмента показала: олигархический переворот уже произошел. В умах и душах тех, кто на полном серьезе пытается представить Ходорковского, Абрамовича и Ко коллективным воплощением всего русского, доброго, круглого. Пленный ум постсоветского интеллектуала алчет рабства – и он снова обрел его. Роль ЦК КПСС, всемогущего и всеведущего, грозного и милостивого, бьющего стальным кнутом и соблазняющего черствым пряником, перешла к олигархам. А Путин, как мы и предупреждали, остался в полном одиночестве. Хорошего рабовладельца из него не вышло.
Станислав Белковский,
генеральный директоp Совета по национальной стратегии