Заместитель председателя Национал-большевистской партии Владимир Линдерман (Абель), задержанный сегодня утром в поезде «Москва – Томск», освобожден из-под стражи. Сотрудники правоохранительных органов вернули ему документы, извинились и отпустили на свободу.
О происшествии сообщило ИА «Новый регион», со слов самого Линдермана, с который рассказывал о событиях в режиме он-лайн, по мобильному телефону. Находясь в отделе виз и регистрации (ОВИР) Верх-Исетского района Екатеринбурга, куда его доставили с вокзала, политик сообщил корреспонденту «Нового Региона» о подробностях своего задержания.
По словам Абеля, он ехал в Екатеринбург проверить серьезность намерений «некоторых людей», которые хотят выдвинуть Эдуарда Лимонова в губернаторы Свердловской области. Операция по его поимке началась около четырех утра по местному времени, за полчаса до прибытия поезда «Москва – Томск» на станцию «Свердловск-пассажирский». По словам Абеля, в вагон, где он находился, вошли около 10 людей в форме и начали проверять документы у всех пассажиров подряд. «Я сразу понял, что ищут меня, – сказал Линдерман. – Я сидел в углу вагона, ко мне подошел милиционер и сказал: «Вот он». Проверяющие по формальным признакам придрались к документам – международному журналистскому удостоверению, выданному Союзом журналистов России, и выписали повестку: явиться к 10:00 в ОВИР Верх-Исетского района Екатеринбурга. «Ни в одном городе России у меня не возникало проблем с этим документом, я всегда нормально по нему ездил», – заявил он.
Линдерман успел заметить, что считает свое задержание заказным, и на этом связь прервалась. Как передает корреспондент агентства, в этот момент охранник ОВИРа выхватил из рук Абеля мобильный телефон. Затем он же попытался сломать камеру одного из екатеринбургских каналов, пытавшегося взять у задержанного интервью. Линдермана увели в один из кабинетов, а журналистов выдворили на улицу.
Через пять минут Абель вышел из здания в сопровождении двух милиционеров – его повели в Верх-Исетский РОВД, расположенный неподалеку. Сотрудники райотдела встретили гостя в полном недоумении. Между ними и милиционерами из ОВИР вспыхнула перепалка. Как рассказал впоследствии В. Линдерман, «местные милиционеры были в полных непонятках, кого и зачем им привели. Поняли только то, что я из партии Лимонова. Потом затолкали мне в карман повестку и отпустили». После освобождения Абель вернулся из райотдела в отдел виз и регистрации и потребовал вернуть свои документы. По его словам, его просьбу исполнили «с невероятной вежливостью».
По мнению лидера НБП, неразбериха, которая творилась в милиции, свидетельствует только о том, что инициатива по его задержанию «исходила откуда-то извне». Не исключено, что задержание было заказано спецслужбами. «Наверное, дали какому-то отделу правоохранительных органов установку проверить, что за человек такой по России ездит, да еще и из радикальной партии», – сказал он.
Линдерман сообщил, что случившееся не повлияет на его ближайшие планы. В четверг он намерен провести переговоры о возможном выдвижении председателя НБП Эдуарда Лимонова на пост губернатора Свердловской области.
Как известно, Владимир Линдерман (Абель) – заместитель председателя «Национал-большевисткой партии». До 2002 года курировал деятельность НБП в Риге, однако, когда там начались обыски и аресты нацболов, запросил политическое убежище в России.
Сам Абель считает преследования латвийской полиции местью их коллегам из ФСБ РФ. В процессе суда над Лимоновым в Саратове он дал показания, что является автором текста «Другая Россия», на основании которого и строилось обвинение против лидера НБП. Обыски и аресты латвийских нацболов начались на следующий день.