Когда я услышал, что Председатель Совета Федерации Сергей Миронов предложил создать специальный орган, для того чтобы регулировать информационные потоки, дабы избавить их от «чернухи» и всякого прочего негативистского мусора, то первой реакцией было возмущение, даже гнев. Я принадлежу еще к тому поколению наших соотечественников, которые помнят времена, когда слово «органы» было именем нарицательным, произносилось с придыханием – Органы! И пальчик обязательно вверх.
Потом немножечко остыл и подумал, а, может, дело говорит человек. Негативистская волна действительно захлестнула и газетно-журнальные полосы, и теле- радио- эфир. Другое дело, что вряд ли можно исправить положение с помощью создания неких регулирующих цензурных органов. Они наверняка отбросят нас к прежним временам. Тут надо не орган создавать, а весь организм лечить, который на самом деле серьезно болен.
Что бы там ни говорили, a «чернуху» средства массовой информации черпают не из собственных источников, а из той самой жизни, ради очищения которой, если я правильно понял политическую инициативу все того же Миронова, он создал и свою Партию жизни. Так давайте сначала попробуем очистить от «чернухи» жизнь вокруг нас, может, в результате такой «зачистки», ее станет меньше и в печати, и в эфире. Это – главное.
Но есть в вопросе, поднятом Сергеем Мироновым, еще и много другого, собственно профессионального. Не могу не согласиться – состояние информационного поля – действительно один из важнейших вопросов национальной безопасности. Так и давайте состоянием этого информационного поля заниматься всерьез. Ведь совсем недавно был принят специальный Федеральный закон «Об информационной безопасности». Там все, что необходимо делать для решения этой задачи, сказано. Но ничего из того, что сказано, не сделано. Я лично вижу три беды в том, что происходит на нашем информационном поле, и что наносит невосполнимый ущерб нашей же национальной безопасности.
Беда первая. Наши средства массовой информации обрели свободу, почти беспредельную, но напрочь утратили действенность. Раньше в наших газетах, пусть это были не лучшие времена с точки зрения свободы, обязательно были рубрики «Действенность выступлений», «Напечатано. Что сделано», «По следам наших выступлений» и так далее и тому подобное. Был даже такой анекдот: Вопрос: «Что общего между мухой и министром?» Ответ: «И муху и министра можно прихлопнуть газетой».
Сегодня, к моему глубокому сожалению, этот теперь уже бородатый анекдот из нашего профессионального оборота выпал. А вот если бы он остался, точнее, если бы действенность печати продолжала существовать, то, наверняка, и чернухи в СМИ было бы гораздо меньше. Гарантирую. Каждое критическое слово ЦЕНИЛОСЬ бы на вес золота, а не рассыпалось бы по полу, по лужам, по грязным сточным канавам звонкой мелочью.
Беда вторая. В стране исчезло мнение, которое можно было бы называть общественным. В России теперь уже нет дела, интересного всем. Каждый обеспокоен только своим; как побольше заработать, как побыстрее стать знаменитым, как получше обскакать конкурентов. Вот в этой погоне каждого за своим и идет в ход все – смакование смертей, убийств, насилия, упоение обманом, преступлениями. Короче, вся та же «чернуха», которая так встревожила Сергея Миронова.
Меня она тоже тревожит. Но Христом Богом прошу, не надо создавать органов. Давайте попытаемся сделать так, чтобы у людей, где бы они ни жили, в благополучной столице, или в самых дальних уголках провинции, как мои земляки, появились общие интересы, общие дела и стремления. Общие газеты, если хотите. А то у нас теперь и газета у каждого своя. К нам в Саров газеты из Центра практически не доходят, а если и приходят, их мало кто читает.
В них ведь нет ничего, что бы нам, саровчанам, курянам, тамбовцам было интересно, чтобы нас действительно задевало. Сплошные шоу, тусовки, криминальные разборки, пикантные подробности из интимной жизни знаменитостей. А у нас этого добра и так хватает. К тому же, как известно, простите за не совсем парламентское сравнение, в своем дерьме и поковыряться приятней. Оно такое родное, теплое...
И, наконец, беда третья. В нашей стране абсолютно отсутствует диалог между средствами массовой информации и властью. Когда-то вошло в оборот выражение, что пресса – это «четвертая власть». Вслед за властью представительной, исполнительной и судебной. В моем понимании, такая характеристика имеет право на существование только в том случае, если она согласно объективной логике важнейшего демократического принципа «сдержек и противовесов» играет, по отношению к трем предшествующим властям, действительно сдерживающую и противодействующую роль.
Пресса, я в этом убежден, должна быть вечной оппозицией, которая не меняет своей традиционной ориентации при смене власти. Пресса всегда должна быть против всего негодного, глупого, недостойного, независимо то того, кто такие действия или поступки совершает «там на верху» – утратившие наше доверие коммунисты или ставшие любезными сердцу демократы. Пресса, журналисты всегда должны быть «против всех» и всяческих властей. Это наш крест, наше журналистское предназначение. Если хотите, призвание. Тогда и жизнь у нас будет здоровой и чистой. И никаких органов создавать не надо. Именно эта мысль навела наш Клуб на решение поддержать накануне предстоящих выборов голосующих «против всех». Так голосуют наши единомышленники, наши братья по крови, и по разуму.
Но это не значит, что мы против диалога с властью. Диалога вполне позитивного и конструктивного. Мы для него открыты. Причем, не только с властью вообще. А с Председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым «чисто конкретно» и прежде всего. Ведь именно он, а не разные там фракции представляют в Москве «Всю Россию». Сетовать на прессу за попустительство «чернухе» и «негативизму», конечно, проще, чем сделать ей, – этой самой прессе, – шаг навстречу. Причем, тот самый шаг, который в минуту особого благорасположения духа, был инициирован самим же Сергеем Мироновым. Сразу после своего вступления в должность.
Вот как эта история была описана в нашем клубном журнале «Четвертая власть» (см. «Четвертая власть», № 3, 2002 год):
«Более двух месяцев назад в наш Клуб с предложением о сотрудничестве обратился Совет Федерации РФ. Для начала договорились о совместном проведении заочной конференции главы верхней палаты Федерального собрания Сергея Миронова с главными редакторами региональных изданий. Оперативно поступившие от руководителей газет из десяти регионов вопросы немедленно были переданы в пресс-службу СФ. Материал для публикации запланировали в следующий номер "Четвертой власти». Однако, как видите, журнал вышел без него. И не по вине редакции. После долгих переговоров и многократного переноса сроков инициаторами акции стало ясно: вопросы главных редакторов останутся без ответа. Что ж, видимо, таков стиль отношения власти к региональной прессе, а значит и к ее читателям – обратную связь слишком часто заклинивает».
Ну, да ладно, прочь обиды. Предлагаю. Давайте накануне двух важнейших событий в жизни страны – парламентских и президентских выборов – проведем Всероссийский конгресс отечественных СМИ. Собрать то нужно всего тысячи две, две с половиной главных редакторов и поговорить всерьез и о информационной и национально безопасности, о том, почему не только прессу и эфир, но и нашу жизнь захлестнула «чернуха», подумать, что нам со всем этим делать.
К тому же, проведение такого мероприятия, если подойти к нему всерьез, когда всех нас охватил порыв по-новому переустроить жизнь. Мы сутками сидели у телевизоров, внимая пафосу Народных депутатов СССР, которые на постоянной основе, а их было как раз две с половиной тысячи, рассуждали в Кремлевском Дворце съездов о том, почему нам так дальше жить, как жили, нельзя. Давайте опять соберемся в том же самом зале, с тем же пафосом, с той же гopячностью и с искренней заинтересованностью, но конкретно и по-деловому порассуждаем, как же нам жить можно и должно. Вот это была бы действительно Партия Жизни! Как считаете Сергей Михайлович?! Мы готовы, между прочим, взять на себе черновую работу по подготовке Конгресса…
Александр ЛОМТЕВ,
Председатель Совета
Клуба главных редакторов региональных газет России,
Главный редактор газеты «Саров»
(г. Саров Нижегородской области).