Чтобы вы сказали о человеке, которого поставили наблюдать за работой парового котла, и который вместо того, чтобы тщательно следить за давлением, взял да заткнул стравливающий предохранительный клапан. Из-за того, что вырывающийся из него избыточный пар, неприятно свистит?.. С моей точки зрения, это мог сделать или человек абсолютно не разбирающийся в деле, которое ему поручили, или заведомый диверсант, желающий целенаправленно довести дело до взрыва.
Нечто подобное, прямо на наших глазах, с усердием достойным лучшего применения, пытается совершить председатель ЦИК Александр Вешняков. Он обязан наблюдать за четким соблюдением норм и правил избирательного процесса, чтобы не допустить ущемления чьих бы то ни было прав. В процессе формирования представительной власти порой такое давление и напряжение, что ни одному паровому котлу даже не снилось. Но Вешняков, вместо того, чтобы это давление и напряжение снимать, изо всех сил его нагнетает...
И все из-за того, что стремится наложить ограничения на ведение предвыборной агитации. Действующая в России избирательная система предусматривает только две нормы голосования – “За” кого-либо из кандидатов или партий или же “против всех”. Формально, на уровне принципа, обе нормы голосования имеют равные права и одинаковый статус. Обе считаются действительными при голосовании, и та и другая идут в зачет участия избирателей в выборах. Различия начинаются там, где встает вопрос об информационном и агитационном сопровождении голосования. Казалось бы, и здесь все должно быть поровну. Агитация в пользу голосования “За” должна содействовать приходу к власти людей достойных, в пользу “против всех” – поставить преграду, лучше непреодолимую, на пути недостойных. Которая из этих двух задач важнее, судить не берусь. По мне, вторая.
Но у председателя ЦИК на этот счет, похоже, мнение совершенно противоположное. Он придумал хитроумную схему, по которой агитация “За” в любых видах и формах разрешена, а агитация в пользу голосования “против всех” поставлена под категорический запрет. Сделано это очень просто. Официальных участников выборов, то есть кандидатов в депутаты, зарегистрированных в ЦИК, и избирателя, поставили на одну доску, причесали под одну нормативно-правовую гребенку.
Позиция ЦИК такова: предвыборную агитацию могут вести только зарегистрированные в Избиркоме кандидаты в депутаты, и исключительно на средства специального избирательного фонда. Права тех, кто собирается голосовать “За”, в данном случае хоть и ущемлены, но не полностью. Человек сам непосредственно агитировать в пользу своего выбора, конечно, не может, но за него это наверняка сделает сам кандидат в депутаты.
Но что делать тем, кто хотел бы возвысить свой голос в пользу, извините, голосования “против всех”. Их ЦИК не регистрирует, и, понятно, никакого специального ресурсного фонда, предназначенного на ведение агитации, не предусматривает. В результате агитация в пользу голосования “против всех” оказывается, формально не запрещенной, то фактически невозможной. Произошла, повторяю, довольно хитроумная подмена, как если бы законы воздухоплавания, взяли да распространили не только на летательные аппараты, но и на подводные лодки, только потому, что по адресу тех и других иногда употребляется один и тот же термин – “плавающие”.
Мы вели спор на эту тему с Вешняковым в Верховном Суде РФ еще накануне предыдущих президентских выборов. Вопрос с моей стороны был поставлен прямо: “Могу ли я, воспользовавшись предоставленным мне Конституцией правом свободы слова, и правом, предоставленным Федеральным Конституционным Законом “О референдуме”, вести от своего имени агитацию в пользу голосования “против всех”.
Вот соответствующая статья Закона, цитирую: “Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами БЕСПРЕПЯТСТВЕННО вести агитацию за или против проведения референдума РФ, за или против участия в референдуме, за или против законопроекта действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум”. Обращаю внимание, и если угодно, подчеркиваю: Закон РФ “О референдуме”, являясь конституционным, имеет приоритет в отношении любых иных нормативных документов, регулирующих избирательный процесс. В том числе над законами “О выборах в Государственную Думу РФ” и “О выборах президента РФ”, положениями и статьями которых пытается манипулировать Вешняков в пику требованиям Конституции и конституционного закона.
На мой запрос в высокой судебной инстанции ответили как в знаменитой райкинской интермедии: “Право имеете, но пользоваться им не можете!” Потому, что не являетесь кандидатом в депутаты, а тем более партией или избирательным блоком. У вас нет для этого соответствующих полномочий, и вы не обладаете предназначенным для проведения агитации специальным избирательным фондом. От собственного имени и даже за собственные деньги делать это кому бы то ни было также категорически запрещено. Любое нарушение карается. Вплоть до уголовного преследования... ( См. Архив Верховного Суда РФ, ГКПИ-316, 27.03.2000 г.)
Но выборы и агитация с моей точки зрения связаны неразрывно. Причем, не только для кандидатов в депутаты, но, прежде всего, для избирателей. Ведь это за их голосами идет охота. Так почему же самих избирателей лишают агитационного права голоса?! Выборы без агитации уже не выборы, и чистейшая имитация.
До недавнего времени мне казалось, что выхода из тупика, созданного Вешняковым, тупика нет. Но потом вдруг осенило: а почему я, собственно, добиваюсь права агитировать “против всех” только от своего имени. Может прав Вешняков? Голосующих таким образом граждан уже сегодня насчитывается в России около восьми миллионов. По оценкам экспертов, на предстоящих парламентских выборах их может оказаться уже миллионов двадцать. Начну-ка я агитировать их не в пользу голосования “против всех”, раз Вешняков мне это запрещает, а за создание новой оппозиционной партии под тем же названием. Сплотимся, как водится, зарегистрируемся в ЦИК, получим избирательный фонд и вперед, развернем агитацию против нынешней власти на казенные денежки...
Иными словами, если Вешняков не понимает, что графа “против всех”, внесенная в избирательные бюллетени людьми предусмотрительными и грамотными, играет, примерно, ту же самую функциональную роль, что и предохранительный стравливающий клапан на паровом котле, придется ему и его единомышленникам это напомнить: стоит лишь заткнуть этот клапан, а рот избирателя кляпом - так бабахнет, что мало не покажется. Я исключаю возможность, что Вешняков этого не понимает. Как-никак, по итогам мая он входит в сотню наиболее влиятельных российских политиков. 25-е место занимает. Должен бы, в таком случае, отдавать себе отчет в собственных действиях. А в нашем случае, либо не отдает, тогда - не политик. А если отдает и политик, - значит, действует по злому умыслу. Возможно, с какой-то далеко идущей целью. Может даже, не своей собственной…
Уже давно не секрет, во всяком случае надежные информационные источники намекают, что в ужесточении избирательного законодательства, и особенно в отношении голосования «против всех», заинтересована нынешняя российская бизнес-элита. Она хочет быть спокойна за спонсорские средства, которые вкладывает в избирательную компанию. А то получится как в Норильске. Там в избирательную кампанию по выборам градоначальника соперничающие финансово-промышленные группировки вбухали огромные средства, а перспективой массового голосования «против всех» выборы были сорваны.