В Свердловской области началась кампания по выборам губернатора. По оценкам экспертов ИА «Политсовет», нынешняя ситуация на Среднем Урале напоминает ту, что полтора года назад сложилась перед выборами президента Республики Коми. Тогда бессменный губернатор и фаворит выборов Юрий Спиридонов не сумел переизбраться на очередной срок. Аналитики рассуждают, может ли свердловская кампания пройти по «сыктывкарскому сценарию»? АПН решило познакомить своих читателей с этой любопытной экстраполяцией.
Напомним, что в конце 2001 года Республика Коми готовилась к выборам главы области. Вернее, готовилась к перевыборам действовавшего на тот момент губернатора – Юрия Спиридонова, бессменно руководившего северным регионом чуть не с 1987 года. На предыдущих выборах, состоявшихся в 1997-ом он получил более 60% голосов избирателей. В 2001 также собирался победить в первом туре.
В победе Спиридонова не сомневались ни местные аналитики, ни московские наблюдатели. На его стороне были все преимущества. Стопроцентная известность – как-никак, он управлял республикой без малого 15 лет. Мощнейший административный ресурс – помимо собственной системы власти, сформировавшейся ещЈ с советских времен и практически не претерпевшей существенных изменений, президент мог опираться и на всех глав местного самоуправления, избранных при его деятельном участии. Незадолго до выборов Спиридонов был назначен в первый президиум Госсовета, что было расценено его окружением как признак поддержки со стороны Кремля. Не отказывалась от сотрудничества и местное отделение «Единой России».
Спиридонов лично курировал практически все крупные проекты на территории региона, стараясь замкнуть на себя все сделки и соглашения, уверяя корпорации, что он один является гарантом их исполнения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на стороне Спиридонова выступили все ФПГ, имеющие интересы в Коми, в том числе такие гиганты как МДМ, «Северсталь», СУАЛ-Холдинг. Не смотря на то, что выборы казались безальтернативной, на кампанию Спиридонова были затрачены огромные суммы. Результаты социологических замеров, проведенных по заказу администрации региона, показали, что накануне предвыборной кампании известность всех остальных кандидатов на этот пост была ниже, чем рейтинг действующего хозяина региона. То, что его антирейтинг зашкаливал за 40% не пугало политтехнологов, так как, по их мнению, в ситуации безальтернативных выборов протестный электорат просто не пришел бы на избирательные участки.
И эксперты, и региональные элиты были уверены, что выборы превратятся в пустую формальность, в продление полномочий главы региона. Однако на состоявшихся 16 декабря 2001 года выборах уверенную победу одержал до того не пользовавшийся особенной популярностью в республике спикер областного парламента Владимир Торлопов. Он победил, несмотря на отсутствие административного ресурса и поддержки со стороны местных ФПГ. У него не было поддержки со стороны федеральных партий, а федеральный центр просто не вмешивался в ход выборов.
По мнению аналитиков, главной причиной победы Торлопова был не он сам, и не его программа. На него сыграла усталость населения области от долгого правления Спиридонова, которое оценивалось не иначе как затянувшийся политический и экономический застой. За Торлопова голосовали те, кто понимал, что ещЈ 4 года правления старого президента не улучшат положения в регионе. Что хуже, чем при Спиридонове, уже не будет.
Аналитики считали победу Торлопова случайностью. Многие полагали, что смена «гаранта» приведет к развалу экономики региона, «завязанного» на личных связях одного человека. Но их расчеты не оправдались. Новый губернатор сменил старую, работающую ещЈ с советских времен команду Спиридонова на молодых менеджеров, выходцев из крупных предприятий, не понаслышке знающих об антикризисном управлении. Договора с крупнейшими хозяйствующими субъектами перешли из сферы личных связей, основанных на взятках и откатах к нормальным рыночным отношениям. Экономика республики переживает период подъема. Ровно через год после выборов губернатора в Коми прошли выборы в местное законодательное собрание, на которых многие аналитики ожидали реванша старого губернатора. Реальным шансом на возвращение в большую политику для Спиридонова было кресло спикера областной думы. Для этого ему надо было, как минимум, избираться самому и сформировать в законодательном собрании уверенное большинство свих сторонников.
Многим наблюдателям такой исход выборов представлялся достаточно вероятным – за спиной Спиридонова стояли его старые партнеры и спонсоры, обладающие в Коми значительным политическим и экономическим весом, прежде всего – «Северсталь» и группа СУАЛ. Однако сторонники Спиридонова потерпели сокрушительное поражение. В местный парламент прошло всего два их ставленника. Сам Спиридонов не попал в парламент, проиграв в самом лояльном к нему Усинском районе республики. Сейчас Юрий Спиридонов – почетный политический пенсионер.
Эксперты полагают, что подобная судьба может ожидать ровесника и институтского приятеля Юрия Спиридонова – Свердловского губернатора Эдуарда Росселя. Предвыборная ситуация в Свердловской области более чем напоминает ситуацию в Коми. Правда имеются и существенные различия – положение Росселя ещЈ более шаткое, чем положение Спиридонова. Накануне выборов он уже фактически теряет контроль над регионом. Вышла из повиновения областная дума. Олигархи один за другим в открытую начинают финансировать конкурентов действующего губернатора. Против самого Росселя и главы его правительства может быть возбуждено уголовное дело. Вызывает опасение здоровье 65-летнего губернатора. На этом фоне возможность повторения сценария, имевшего место в Коми, не кажется фантастической. Эдуард Россель имеет все шансы повторить судьбу своего однокурсника Юрия Спиридонова.