В минувшую пятницу Госдума в третьем чтении приняла «пакет Козака». Губернаторам «дискриминированных территорий» осталось либо сдаться без боя, либо без промедления ставить вопрос о самоопределении. «Если начальники и губернаторы не вмещаются в московские приемные, - это еще не аргумент к изменению структуры местного самоуправления» - посетовал в эксклюзивном интервью «УралПолит.Ru» губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко. АПН приводит это интервью с небольшими сокращениями.
Александр Васильевич, положа руку на сердце: Вы, как глава округа, что сделали возможное для смягчения кремлевского варианта федеративной реформы?
Я сделал все. Я неоднократно встречался с людьми, от которых зависело окончательное решение, в том числе и с господином Козаком. Одни говорят, если вот тут немножко забрать, то ничего же не испортится. Вторые говорят: они не умеют распоряжаться нефтяными деньгами. Мол, только посмотрите, острова строят, дворцы, ну еще какой-нибудь очередной миф про нас пустят. Чтобы при случае сказать: вот, ребята, у нас есть там округ Ханты-Мансийский, где денег много. Если мы у них возьмем, у них может быть останется меньше, но им хватит, мы уже считали… Зато у всех остальных тоже появятся.
На Ваш взгляд, это позиция президента, или кто-то в Кремле ведет свою игру?
Я не называю никаких имен. Президент говорит, что надо создавать одинаковые условия для всех. Я это слышал много раз и с этим согласен. Но президент не говорит, что нужно сделать Югру дотационным субъектом. Возможно, кто-то не смог или не захотел правильно понять, что имел в виду Президент. Условия-то разные. В ХМАО человек хочешь - не хочешь, а должен получать зарплату, как минимум, в два раза больше, чем в среднем по России. Потому что на Севере живет. И бюджет здесь должен быть, как минимум, в два раза больше, уже хотя бы по причине сложных климатических условий. А кто учитывает нашу «одинаковость», когда речь идет о развитии в округе социальной инфраструктуры и культуры? Только что Госсовет состоялся, и там Югра по всем параметрам фигурировала в числе двоечников. Как только начинали фразу «а хуже всех дело обстоит…», тотчас речь заходила о нас. Клубов меньше всех, библиотек меньше, чем у всех… У нас в округе дети учатся в три смены. Вот тебе и Югория – рай земной… При этом наши оппоненты замечают: у вас появился прекрасный биатлонный центр, вы построили шикарный автомобильный мост… Но мост надо было построить, и мы построили. Этот мост еще тридцать лет назад при господине Косыгине планировали построить, а в итоге мы его за свой счет строили.
Кому выгодно разорить округ?
Я уверен, что все это нагнетание обстановки идет в контексте каких-то готовящихся событий. Я подчеркну - тут все сразу стало сыпаться: и бюджетная реформа, и налоговая, и поправки к закону относительно судьбы округов.
В будущем году те доходы, которые Вы получаете от НДПИ - cократятся, а в 2005 году составят только 8%. Что дальше?
А дальше - ноль. Потому что, цитирую: «следует рассмотреть возможность о концентрации всех ста процентов доходов от НДПИ в федеральном бюджете…». Мы сегодня с тонны нефти имеем доходов процентов пять… потому что те 20%, которые пока Федерация оставляет за нами, помимо всего прочего пожирается расходами на транспортировку нефти, различные сборы и акцизы. Они не отвечают фактическому состоянию дел. Поэтому подходить к этому с позиции, что ХМАО или Ямал грабят Россию, при таком распределении доходов, нет повода. Более того, еще три года назад распределение налоговых доходов и сборов шло таким образом: около 70% оставалось на территории, 30 – перечислялось в бюджет России.
Так что же произошло? Какова мотивация: ведь оттого, что субъектов станет не 89, а, к примеру, 40, управлять страной проще не станет.
Если бы можно было понять логику, которой руководствуется господин Козак! На мой взгляд, это выглядит примерно так: есть Конституция, где написано, что недра принадлежат народу. Такие ресурсы, как нефть, газ, уголь распределены неравномерно по территории Российской Федерации, а сосредоточены в двух-трех субъектах, они должны быть обобществлены государством, а потом розданы всем… При этом я должен сказать, что это не совпадает с позицией президента… Недра действительно принадлежат народу, но они находятся на глубине трех с половиной километров, между прочим. И для того, чтобы нефть поднять, надо затратить определенные деньги. Государство не выделяет на это ни копейки, эти деньги тратит конкретный инвестор, который ее поднимает
Выходит, проводится целенаправленная политика обирания региона?
Да не впутывайте вы меня в это! Разумеется, правительством ставятся определенные задачи, которые надо решать. Задачи начинают решаться, а уже потом производится анализ ситуации и выясняется, что в этом контексте такие задачи просто неразрешимы. Вся программа Козака свелась к перераспределению полномочий и обязанностей. Пока разобрались только с полномочиями. А проблемы, связанные с налоговой базой и бюджетным кодексом, оказались отложены на осень: депутаты сами испугались.
Александр Васильевич, на территории ХМАО проживает 43% населения Тюменской области. А почему бы не укрупнить тогда округ, как субъект?
Я сначала должен понять вообще, вот один говорит: надо сделать десять субъектов, другой говорит - нет, двадцать, третий – пятьдесят. И поехало. Для меня вопрос: зачем? Всякая дележка не пройдет ровно и бесконфликтно. Ну, укрупнили, сели, пот вытерли и что дальше? Разве доходы от этого увеличились. Или что - лучше жить стали?
Хорошо, другой вариант - разделиться Ямалу, ХМАО и Тюмени: пусть каждый выживает, как может.
Каждая идея должна быть аргументирована. Нынешняя аргументация типа «вас много» – я ее не понимаю. Есть государства, где субъектов больше, а живут - лучше. Возьмите там «швейцарии» какие-нибудь: вообще не понять, что это такое, а живут великолепно. А то, что в московские приемные все губернаторы и начальники не помещаются – это еще не аргумент. Последний из аргументов, который я слышал, который заставляет задуматься, это то, что кадров не хватает. Ну, у меня тогда следующий вопрос: а что вы с муниципалитетами будете делать в таком случае, муниципалитетов то будет на два порядка больше, чем нынче? Поэтому берем ХМАО: ну ладно, сколько вам надо, сорок-пятьдесят млрд. Ладно, пусть будет сорок-пятьдесят. ХМАО по самому плохому показателю я имею в виду из тактико-технических характеристик. Самый плохой показатель – это население, нас полтора миллиона человек. Мы – Франция по территории, куда нас определить.
Будьте самостоятельны во всем. Будьте республикой.
Хорошая идея, и надо сказать, что если до сих пор я всегда, десять с лишним лет старался этот тазик тюменский склеить, как только начиналась какая-нибудь околесица, я говорил: ребята, не горячитесь, сейчас договоримся. Народные депутаты тут меня неоднократно к стенке ставили и говорили, чтоб мы республикой становились немедленно, а я продолжал идти на компромиссы и строить отношения.
Может, это как раз тот самый случай, когда пора определиться?
Может, может.
А так какой выбор? Как только доходная база у вас рухнет, народ ведь отсюда поедет…
Правильно...
А кому нужны будут эти люди на большой земле? Кто их там трудоустроит, обеспечит жильем, пенсией?
Об этом должен думать только я. Понимания я не вижу. Когда я рассказываю руководителям или коллегам о том, что для нормального развития ХМАО надо иметь душевой бюджет в 30 раз больше, чем в среднем по России, мне не верят. А в этом есть не логика даже, а арифметика. Потому что мы на севере живем: умножьте на два с половиной, а, во-вторых, я вам рассказывал, чего нам не хватает. Образовательных учреждений – нет, только-только высшую школу стали поднимать, среднее профессиональное образование, которого у нас в четыре раза меньше, чем по России. Когда это все вместе перемножишь, дополнишь такими острыми социальными проблемами, как жилищная проблема, - вот она, вся Югра, как на ладони… Даже Сургут, который на прошлой неделе получил звание самого благоустроенного города по России, имеет свой процент остро нуждающихся в новом благоустроенном жилье: это более сорока тысяч человек, которые живут в абсолютно непригодных для этого условиях. Вот когда это все складываешь, то оказывается, что жить в одинаковых условиях вовсе не значит иметь одинаковый бюджет.
Александр Васильевич, у Bас вотум доверия среди населения округа – 87%. Можно собирать референдум хоть завтра и раз и навсегда решить все вопросы по поводу самостоятельности.
Видите ли, есть некая последовательность. И сегодня я считаю правильным решить проблему сохранения статус-кво, чтобы в меньшей степени навредить ситуации. Сначала внесем изменения в договор для того, чтобы попытаться максимально сохранить свои позиции, и если это получится, мы можем именной закон прописывать таким образом, где бы наши взаимоотношения с Федерацией и наши отношения с областью всех устроили. Такой закон даст возможность жить вполне комфортно. Если это не получится, если будут иные провоцирующие моменты, могу предполагать, что кто-то меня отодвинет в сторону, скажет, парень ты не прав, надо двигаться другим путем.
Вы намерены участвовать в губернаторских выборах 2005 года?
Вполне реально. Боюсь, люди обидятся, если я не оправдаю их надежд. Нужно иметь слишком веские причины, чтобы обидеть этих людей и сказать - нет, извините, ухожу на покой. У меня причин для того, чтобы оставить округ - нет.