Скандальное выступление вице-губернатора Санкт-Петербурга Анны Марковой, которая 5 июня с трибуны Законодательного собрания города заявила о желании баллотироваться на губернаторский пост, наделало в северной столице немало шума. Одновременно она обратилась к депутатам и президенту Владимиру Путину с призывом встать на защиту демократии и не допустить на выборах губернатора игры в одни ворота, что наделало в северной столице немало шума.
Каковы же мотивы, подвигшие верного соратника петербургского губернатора Владимира Яковлева на такой поступок?
В своем выступлении Анна Маркова всячески подчеркивала одну мысль, - что она не согласовывала текст своей пламенной речи с губернатором. Когда чиновник в нарушение регламента грудью пролагает себе путь на трибуну и обращается с отчаянными и эмоциональными словами в защиту демократии, чисто по-человечески такой поступок не может не вызвать уважения и симпатии. Это с одной стороны. С другой, – нельзя не учитывать, что Маркова не просто чиновник, а вице-губернатор и, между прочим, официальный представитель Смольного в Законодательном собрании.
Петербургские СМИ склоняются к версии «эмоционального срыва» высокопоставленной чиновницы. Разговоры о скорой отставке губернатора сгустились в городе до такой концентрации, что, похоже, скоро воплотятся в реальность. Уже и число возможного ухода в отставку называется – 16 июня. В этот день в северной столице, как известно, соберутся главы всех российских регионов на очередное заседание Госсовета. По слухам из источников, заслуживающих доверия, именно там, в кругу коллег-губернаторов, Яковлеву и будет сделано предложение, от которого он не сможет отказаться, – или послом в «атипичный» Китай, или ответственным за жилищно-коммунальную реформу, возможно, даже и в ранге вице-премьера. Хрен редьки, как говорится, не слаще. Да и не в должности дело, слухмейкеры могут и ошибаться в прогнозах. Однако тенденция при этом, судя по всему, верна. В таких, приближенных к боевым условиях, соратники Яковлева нервничают и мечутся, пытаясь определиться с собственным будущим. Вот, мол, один из них и сорвался. Именно так интерпретирует ситуацию питерская пресса.
Впрочем, подобной версии придерживаются на самом верху российского политического Олимпа. Как заявил ИА «Росбалт» председатель Совета Федерации Сергей Миронов, «у вице-губернатора Анны Марковой сдают нервы». Спикер верхней палаты сообщил, что, по его сведениям, «в ближайшем будущем Владимир Анатольевич Яковлев объявит о своей отставке с поста губернатора». Комментируя скандал в петербургском городском парламенте, он также пояснил, что «активно проходят консультации будущего исполняющего обязанности губернатора с членами новой команды». При этом, по словам Миронова, многие из ныне находящихся у власти понимают, что в новую команду их не возьмут. К числу таковых он отнес и Анну Маркову, которая, на его взгляд, в преддверии неблагоприятных для нее кадровых решений использует трибуну петербургского Заксобрания для собственного пиара. Он оценил это как «реалистичное понимание вице-губернатором того, что ее действительно... скоро снимут».
Однако, при внимательном рассмотрении, теория «эмоционального срыва», вброшенная рядом СМИ и поддержанная Мироновым, не выдерживает никакой критики. Курируя в исполнительной власти силовые ведомства и чрезвычайные ситуации, Анна Маркова проявила себя как жесткий и уравновешенный человек, а отнюдь не как истеричная барышня. Притом она целиком и полностью обязана своим продвижением Владимиру Яковлеву. И, безусловно, никогда бы не стала выступать с подобным заявлением без консультаций с действующим главой города. Последний, кстати, по достоверной информации, печется о ее трудоустройстве после своей ожидаемой отставки и уже предлагал Маркову на роль главы питерского ГУВД. Знатоки местного политбомонда уверенно заявили автору этих строк: сомнений в том, что Анна Маркова согласовала свое выступление с губернатором, быть не может. Резонен вопрос: зачем такой скандал понадобился Яковлеву?
Сейчас, когда «под ковром» идут долгие и сложные консультации по «трудоустройству» губернатора за пределами Петербурга, можно с большой долей вероятности предположить, что это игра Яковлева на повышение собственных акций, своего рода «туз в рукаве» проигрывающегося под чистую карточного шулера. В настоящее время определяется и его будущая должность, и будущее влияние на петербургскую, да и российскую политику. Демонстрируя таким образом возможности воздействия на обстановку в Петербурге, Яковлев повышает собственные шансы на высокий пост и сохранение политического веса. Тем более что в партийно-политическом поле у петербургского губернатора всегда существовали проблемы. Формально входя в «Единую Россию», он находился в весьма натянутых отношениях не только с местным отделением партии, но и с большей частью ее федерального руководства. Продемонстрировать, что в трудный для него период он, тем не менее, сохраняет рычаги, - для Яковлева это, пожалуй, единственный способ выхода из политического пике. И возможно, за заявлением вице-губернатора последует череда иных выступлений. Например, видных строителей, среди которых у губернатора немало соратников, ветеранов, в среде которых он всегда был популярен, а возможно, и кого-то из деятелей искусства и культуры….
Что же до реальной ситуации с демократией в городе, о которой так сокрушалась госпожа Маркова в своем эмоциональном (?) выступлении, то, по мнению большинства экспертов, она ничуть не лучше, но и не хуже, чем в других российских регионах. Основы демократических институтов в Питере были заложены первым всенародно избранным городским советом. С той поры демократия так и осталась на уровне основ. Чиновничий и административный произвол, отсутствие местного самоуправления и гражданского общества – приметы не одного лишь сегодняшнего Петербурга. И перемены в этой сфере могут произойти сугубо в масштабах всей страны, а не ее отдельных, пусть даже и самых продвинутых регионов.