По сообщению правозащитного центра «Мемориал», в селе Бачи-Юрт Курчалоевского района Чечни неизвестными расстреляны четверо родственников Шахидат Баймурадовой, подозреваемой в совершении террористического акта в качестве террористки-смертницы 14 мая в селе Илисхан-Юрт (Белоречье) Гудермесского района Чечни.
Около трЈх часов ночи дом родственников Баймурадовой был окружен большой группой вооруженных людей в камуфляжной форме и масках. Затем они ворвались в жилище и убили четырех человек. Первыми были расстреляны два племянника Баймурадовой: Ханпаша Якубович Висаев, 41 год, и Мовсар Якубович Висаев, 38 лет. Затем были убиты еЈ родной брат Дута Сайд-Ахмедович Абалаев, 62 года, и его дочь Луиза Абалаева, 25 лет.
Неизвестные говорили между собой и с оставшимися в живых членами семьи Абалаевых по-чеченски без акцента. Когда кто-то крикнул убийцам: «Что вы делаете! Нельзя убивать людей без суда и следствия!», то в ответ было сказано: «А ваши убили без всякого суда».
Днем в дом пришла группа сотрудников службы безопасности Ахмада Кадырова. Они сказали оставшимся в живых членам этой семьи, что убийство совершили не люди из этой службы. «На нас крови нет!» - заявили они.
В правозащитном центре «Мемориал» ставят под сомнение обоснованность подозрений относительно Шахидат Баймурадовой. (Возможно, имя сыграло с ней злую шутку? – прим. АПН). Ее тело было найдено в непосредственной близости от места взрыва. Также сообщалось, что якобы родственники Баймурадовой, включая ее сыновей, были причастны к деятельности незаконных вооруженных формирований и погибли или арестованы.
Шахидат Баймурадова (в девичестве Абалаева), 1957 года рождения, проживала в с. Нижние Найбере (Суворов-Юрт) Гудермесского района. По сведениям «Мемориала», муж Шахидат погиб в автокатастрофе еще до начала второй чеченской войны. Один сын Шахидат погиб, второй – отбывает срок заключения. Однако информация СМИ, что оба сына входили в вооруженные формирования, как утверждают в «Мемориале», неправильна. Первый погиб от руки чеченца, второй отомстил за брата и был арестован. По сообщениям соседей и родственников, Шахидат никогда не имела никакого отношения к ваххабизму, причин мстить власти у нее тоже не было.
Ни СМИ, ни представители власти не сообщали, что вместе с Шахидат от взрыва погибла и ее родная сестра Амани Висаева, семидесяти лет. Она проживала в селе Хиди-Хутор Веденского района, но, как и многие другие жители горных сел, была вынуждена бежать оттуда. Она жила в доме сестры в селе Нижнее Нойбере. 17 мая 2001 года один из ее сыновей, Асламбек Якубович Висаев, тридцати трех лет, был задержан в Гудермесе представителями федеральных сил и исчез. Вместе с ним был задержан и исчез его двоюродный брат Асламбек.
По имеющимся сведениям, Амани Висаева, разыскивая сына, на протяжении последних двух лет многократно обращалось к разным представителям власти. В мае она пыталась пробиться на прием к Ахмаду Кадырову, но не смогла. Кто-то посоветовал ей обратиться к нему во время религиозного праздника в Илисхан-Юрте.
Скорее всего, - утверждают правозащитники, - ни Шахидат Баймурадова, ни Амани Висаева никакого отношения к террористическому акту не имели. Они оказались его случайными жертвами, когда Амани в сопровождении своей младшей сестры пыталась пробиться к Кадырову. Об этом косвенно свидетельствует и характер ранений обеих сестер. Как показала судмедэкспертиза, Шахидат скончалась от осколочного ранения в висок, Амани – от многочисленных осколочных ранений. Ни на одной «пояса смертницы» не было. Об этом же свидетельствует и то, что тела женщин были выданы их родственникам для захоронения. Их похоронили в селе Бачи-Юрт Курчалоевского района, откуда они родом.
Впрочем, можно выдвинуть и другую версию. Террористический акт в селе Илисхан-Юрт мог быть актом кровной мести, не имеющим прямого отношения к противостоянию российской власти и сторонников Аслана Масхадова.