Минтимер Шаймиев подставляет «Единую Россию»

Недавно мне удалось ознакомиться с любопытным документом. Изданная небольшим тиражом "для служебного пользования" книжица называется "Послание президента Республики Татарстан Государственному Совету". Я счел, что в контексте обсуждения Послания Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию интересно почитать аналогичные документы глав российских регионов. Но встретить такие явные противоречия политике федерального Центра, как в послании президента Татарстана, я никак не ожидал.

Казалось бы, уже давно было заявлено о том, что региональные законы успешно приведены в соответствие с федеральными. Однако в Татарстане, если следовать логике послания, об этом, похоже, не слышали. Как и прежде, президент республики декларирует намерение отстаивать "суверенитет" региона. Шаймиев продолжает критиковать Москву за ущемление собственного понимания принципов федерализма и неготовность к уступкам. В центре дискуссии, к сведению, находится новая редакция татарстанской конституции, ряд важнейших положений которой по-прежнему вызывает протесты Генпрокуратуры России.

Эксперты сходятся во мнении, что именно принятие в мае 2002 года нового основного закона Татарстана подтолкнуло федеральный Центр к инициированию очередного этапа федеративной реформы. Это Минтимеру Шаймиеву коллеги-губернаторы и президенты обязаны своими волнениями в ожидании окончательного решения по вопросу разграничения полномочий между местной властью, регионами и Центром. Пример Татарстана может оказаться заразительным, справедливо посчитали в Кремле. И хоть 2003 год - не лучшее время (не за горами выборы депутатов Госдумы да и президента), комиссия Дмитрия Козака по поручению Владимира Путина подготовила и отправила в Госдуму непопулярные среди региональной элиты законы о разграничении полномочий между разными уровнями власти.

В предвыборный период главной целью Москвы стала окончательная ликвидация той "ассиметричной федерации", которую мы имеем сегодня. Договора, заключенные с регионами в период правления Бориса Ельцина, оказались миной замедленного действия, намеренно или по недомыслию заложенной Борисом Николаевичем под своего преемника. Они нормативно закрепили потенциальную возможность превращения России в конфедерацию и являлись препятствием к проведению многих необходимых государству реформ. Главы субъектов РФ возроптали, так как успели войти во вкус неограниченной свободы. Но, в конце концов, большинство осознало, что реально федеративное государство позволяет решать все вопросы куда эффективнее.

Иные взгляды у президента Татарстана. И это открыто декларируется в послании. Правда сейчас позиция Шаймиева несколько смягчились, и новая конституция значительно отличается от варианта 1992 года. Однако ряд претензий Центра по-прежнему игнорируется. В частности, сохранились пункты о суверенитете республики, собственном гражданстве и обязательном владении кандидатом в президенты Татарстана обоими "государственными" языками - татарским и русским.

Почему так упорен Шаймиев, так уверен в своей непотопляемости? Возможно, он все еще надеется оказаться нужным Кремлю. Действительно, он сделал большой личный вклад в организацию пропрезидентской "Единой России". И Кремль не рисковал атаковать политического партнера.

Однако бесспорно, что после выборов 2003 и 2004 годов федеративная реформа вновь активизируется. Да и положение "штатных центристов" на электоральном поле не столь уверенное, как представляют их лидеры. Несмотря на их бесконечные реверансы в адрес президента, эксперты склоняются к тому, что Владимир Путин вряд ли пойдет на выборы под знаменем этой партии. Однако именно под его имя собирали и продолжают собирать "единороссы" свой разношерстный состав. При этом своими экстравагантными поступками не только не прибавляя все это время рейтинга Путину, а напротив - отщипывая от него по кусочку. И Шаймиев в этом смысле пример весьма показательный. Действительно, что же это за партия сторонников президента федеративного государства, когда в ее руководстве находится человек с сепаратистскими взглядами, строящий свою политику на обострении противостояния региона и Центра? Понятно, зачем он был нужен Ельцину. Как говорится, рыбак рыбака. То, что совершил Борис Николаевич, при всей разности масштабов и неоднозначности оценок, сродни позиции Шаймиева. Не случайно, именно в Татарстане и прозвучали знаменитые слова первого российского президента: "Берите суверенитета, сколько сможете проглотить".

Но у Путин смотрит на это иначе. И не потому, что меньше уважает демократические идеалы, а потому что ему лично пришлось столкнуться с последствиями "суверенизации" регионов по-ельцински. Поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что после выборов некоторые моменты из периода правления непотопляемого президента Татарстана окажутся в центре общественного внимания. В частности, и его истинное отношение к ряду инициатив федеральной власти, которые он поддерживает на словах. И никакие документы из закрытых архивов доставать для этого не придется. Достаточно будет внимательно вновь перечитать, что публично говорит Шаймиев сейчас.

Обратимся с этой целью к его президентскому посланию. Вот раздел "Укрепление федеративных отношений". Думаете, речь в нем идет о приведении республиканских законов в соответствие с федеральными? Отнюдь. Одной из задач федеративной политики республики Шаймиев называет укрепление в Татарстане… позиций партии "Единая Россия". Перед 130 членами Госсовета Шаймиев не скрывает корысти, с которой создает в республике режим наибольшего благоприятствования для этой политической организации. Мотивируя это, он так прямо и заявляет в обращении к татарстанским законодателям: "Наше активное участие в партии "Единая Россия" продиктовано необходимостью отстаивать интересы Татарстана на стадии принятия решений через формирование в Государственной Думе влиятельной депутатской группы от республики". Ни больше, ни меньше.

Какие интересы Татарстана предлагает защищать депутатам Шаймиев? И в этом он откровенен. Президент сообщает в том же послании, что главной задачей для себя видит "подписание новой редакции договора между Татарстаном и Центром". При этом выражает надежду, что процесс приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным наконец-то закончится. По его словам, сейчас он превратился в одностороннюю со стороны Центра кампанию, которую пора завершать.

Похоже, действительно, время в республике течет по своим законам. Судите сами. В президентском послании отсутствует раздел "Местное самоуправление". Иными словами, фундамент гражданского демократического общества. Хотя, как известно, реформа МСУ находится в ряду приоритетов российской внутренней политики. Но главное в другом. До 2002 года понятие "местное самоуправление" в Татарстане имело свое особое толкование, а если быть точным, находилось под запретом. И лишь с принятием новой редакции конституции оно легализовано.

Судите сами. Согласно прежнему основному закону, местные органы государственной власти и управления на муниципальном уровне доминировали над органами местного самоуправления. Представительными органами государственной власти в районах, городах республиканского подчинения и районах в городах являлись соответствующие Советы народных депутатов, а функции управления выполняла местная администрация. Причем главы администрации районов и городов республиканского подчинения назначались президентом Татарстана с согласия соответствующего Совета народных депутатов или избирались гражданами также по его, президента предложению. Главы же администраций городских районов назначались главами вышестоящих администраций с согласия соответствующих Советов народных депутатов.

Еще более сужал сферу действия МСУ республиканский закон "О местном самоуправлении", содержащий, в частности, норму, согласно которой местное самоуправление осуществлялось населением только в границах городских и сельских поселений районного подчинения, а в городах республиканского подчинения - только в границах жилых комплексов. Таким образом, местное самоуправление в какой-то степени сейчас присутствует в Татарстане лишь в сельской местности, а в городах фактически сведено к территориальному общественному самоуправлению микрорайонов.

При мощной бюрократической вертикали и в отсутствие выборов глав администрации, такое положение дел в сфере МСУ лишь способствовало закреплению авторитарного режима.

По данным экспертов правозащитного центра Казани, проводивших мониторинг соблюдения социально-экономических прав в республике, конституционное право граждан на организацию местного самоуправления до последнего времени нарушалось здесь грубейшим образом. Вертикаль власти президента Шаймиева была гораздо внушительнее, чем даже та, в построении которой некоторые упрекают президента Путина. И, похоже, как и в случае с "Единой Россией", за нынешними реляциями о формировании органов местного самоуправления ничего не стоит. Возможно, именно из-за отсутствия в республике такого базового демократического института как местное самоуправление, столь уверенно прежде и чувствовал себя Шаймиев. И судя по тексту нынешнего послания, его позиция по данному вопросу остается неизменной.

При этом Шаймиев опять напоминает своим депутатам о "правомерности суверенитета Татарстана". Так какой год на дворе? Вроде бы всем известно, что с окончанием срока действия договоров, заключенных субъектами Федерации с Центром, практика сепаратных взаимоотношений будет прекращена. Готовятся новые редакции законов о реформе МСУ и об общих принципах организации исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации, которые исключают саму возможность особых отношений регионов и Москвы. Но глава республики продолжает жить в собственном летоисчислении и требует особых привилегий для региона. Как известно, по понятным и не самым приятным причинам, подобные исключения Центр допускает только для Чечни.

Впрочем, президент Шаймиев бывает и реалистичным. Завершается документ примечательной фразой, в которой нашлось, кстати, место и для местного самоуправления. Процитирую ее полностью. "На фоне предстоящих в 2003-2004 гг. выборов в Государственную Думу, Госсовет республики и органы местного самоуправления депутатам всех уровней и Госсовету требуется, в отличие от предыдущих лет (выделено мной. - И.Ш.) , особая активность и эффективная деятельность во всех сферах общественной жизни, а главное, среди населения - своих избирателей. Это, пожалуй, тот случай, когда нужно сказать, что ваша судьба в ваших руках". По-восточному мудрые слова.

ПОСТСКРИПТУМ, ИЛИ ТРИ ФАКТА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Пример Татарстана все-таки оказался заразительным. Долготерпение Центра по отношению к татарстанскому сепаратизму дало нежелательные плоды. Башкирские законодатели несколько дней назад подняли вопрос о возвращении в конституцию Башкортостана исключенной по требованию Центра статьи о суверенитете республики.

2. О чем Шаймиев договорился с Путиным? Официальная пресса в Республике Татарстан активно обсуждает итоги недавней встречи Минтимера Шаймиева и Владимира Путина. Пишут, что президент России проявил понимание позиции главы республики и даже якобы заключил с ним некий "пакт" на ближайшие несколько лет.

3. Туркмен-баши больше России не друг. Председатель думского Комитета по международным делам Дмитрий Рогозин обвинил лидера Туркменистана в поддержке международного терроризма и нарушении прав человека и инициировал обсуждение этого вопроса на заседании палаты. Все это произошло после недавнего успешного визита в Россию главы этого среднеазиатского государства. Дипломатия, одним словом...

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram