Глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников опять в центре внимания в Магнитогорском избирательном округе. Казалось, там смирились с претензиями Павла Владимировича на должность главного российского омбудсмена, поддерживаемыми думским большинством. Но тут выясняется, что по поводу новой работы Крашенинникова - бабушка еще надвое сказала…
Накануне истек срок полномочий нынешнего уполномоченного по правам человека Российской Федерации Олега Миронова. Но, похоже, что в своей должности он пробудет еще, как минимум, месяц. Не потому что так нравится депутатам, а потому что никто из претендентов на этот пост пока не в состоянии его занять.
Исключением не стал и господин Крашенинников, у которого, как считалось до последнего времени, все было в порядке. В апреле принципиальное согласие поддержать его кандидатуру дала центристская «четверка» в Думе, составляющая верное Кремлю парламентское большинство. Павлу Владимировичу оставалось лишь склонить на свою сторону голоса из ЛДПР и договориться с союзниками по «правому» крылу из фракции «Яблока» или провести успешные консультации с «левыми».
Если переговоры с вечно фрондирующими «яблочниками» шли туго, то в КПРФ против кандидатуры Крашенинникова вроде бы не возражали. В «левом» лагере не скрывают своего разочарования Олегом Мироновым, которого несколько лет назад на должность уполномоченного и поставили. Теперь же выясняется, что и самый реальный претендент на пост омбудсмена всея Руси не набирает 300 депутатских подписей, которые необходимы для того, чтобы его кандидатура была поставлена на голосование в Думе. Пока в активе Павла Владимировича всего 226 автографов от народных избранников.
Формально конфуз объясняется тем, что многие фракции в последний момент вдруг нашли своего собственного выдвиженца, начавшего консультации с другими депутатскими объединениями. Например, свою кандидатуру выставил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Желающие стать главным российским правозащитником нашлись даже в рядах центристов, гарантировавших было свою поддержку Павлу Владимировичу. Пока среди претендентов официально называют главу комитета Думы по госстроительству Валерия Гребенникова, состоящего в ОВР. Однако в кулуарах звучит еще более известная фамилия – вице-спикера Думы от «Единства» Любови Слиски.
Эксперты, однако, сомневаются, что в Думе, по крайней мере, во фракциях, контролируемых Кремлем, «вдруг» могла вызреть альтернатива ранее согласованному кандидату. Из этого делается вывод, что проблему Крашенинникову создал именно Кремль. При этом, полагают эксперты, в администрации президента рассчитывают подпортить нервы не столько самому Павлу Владимировичу, сколько его соратникам из СПС. Последние озабочены своими электоральными перспективами и все чаще позволяют себе излишне резкие, на взгляд кремлевских чиновников, высказывания и поступки. Причем, коль скоро дело идет к выборам, объектом своих нападок «правые» выбирают «Единую Россию», которой в администрации главы государства поручили задачу сохранения контроля над парламентом.
Последним примером может служить серия скептических высказываний лидеров СПС по очевидно предвыборной инициативе «единороссов» узаконить в России откуп от службы в Вооруженных силах. Центристы предлагают избавить призывника от обязанности нести службу в частях, если он заплатит энную сумму (сейчас речь идет о 600 долларов США) за шестимесячные курсы в «учебке». Почуяв желание «медведей» залезть на свою электоральную полянку, «правые», которые до последнего времени были мотором военной реформы в парламенте, восприняли эту инициативу в штыки. Депутат от СПС Владимир Семенов высказался в том духе, что Минобороны ни за что не поддержит законопроект, тем паче, что правительство уже одобрило переход с 2008 года на годичный срок службы в Вооруженных силах, и этот вариант поддержал в своем послании президент Путин. Зампред фракции СПС Александр Баранников вообще обозвал идею «единороссов» «предвыборным PR-ом»: по его словам, армейская реформа – слишком популярная тема, чтобы центристы могли пройти мимо нее. Короче, Кремль пытается приструнить «правых», поставив в прямую зависимость от лояльности успех Павла Крашенинникова на выборах омбудсмена.
Впрочем, не исключено, что Павлу Владимировичу попросту не повезло с моментом перемены места работы. Дума всеми мыслями уже в декабре, и сейчас мало-мальски серьезное решение не обойдется без порядочной нервотрепки. Центристам все сложнее стало договариваться не только с «Яблоком», но и с ЛДПР. Не говоря уже о «левых», которые всерьез рассчитывают победить на выборах. Словом, может получиться так, что никому из претендентов на пост уполномоченного в ближайшее время так и не удастся собрать нужного количества сторонников.
Как бы там ни было, положению, в котором оказался господин Крашенинников, не особенно-то позавидуешь. От результатов голосования по кандидатурам на должность омбудсмена зависит перспектива участия Павла Владимировича в декабрьских выборах. В Магнитогорском избирательном округе Крашенинников рассматривался как главный претендент на депутатский мандат. Собственно, ничего не мешает ему победить и сейчас. Кампания официально стартует только с началом осени.
А пока в Магнитке, в отличие от других округов, политическая жизнь остановилась. Возможно, претенденты на думское кресло, как и сам Крашенинников, ждут, чем разрешится коллизия вокруг поста уполномоченного. Опасность же в том, что неизвестно, когда в этих переживаниях будет поставлена точка. И не упустят ли в связи с этим драгоценное время кандидаты, в том числе и сам Павел Владимирович?