49-летний Александр Машкевич, на которого, по некоторым сведениям, «положила глаз» сенатор от штата Нью-Йорк, является председателем Совета директоров «Евразийского банка», одним из руководителей компании Kazakhstan Mineral Resources и главой Евразийской промышленной ассоциации. Однако встречался он с самым известным американским сенатором, как президент Евро-Азиатского Еврейского Конгресса (ЕАЕК). В этом же качестве он согласился дать интервью корреспонденту АПН.
Александр Антонович, во всем мире, в том числе и в России, существует множество самых разных еврейских организаций. Зачем вам потребовалось создавать еще одну?
Правильно ответить на этот вопрос можно, только опираясь на традицию нашего народа. Чем больше евреи расселяются по миру – тем сильнее в них тяга к еврейскому единству.
Но арифметическим сложением наши общины объединить просто невозможно, да и не нужно. Время и образ жизни создали замечательный орнамент современного еврейского мира, в котором переплелось многоцветье субэтнических групп еврейства и религиозных движений иудаизма.
Требуется долгая и кропотливая работа, чтобы наши объединительные процессы не сделали бы кого-либо из обитателей «еврейской улицы» аутсайдером. Всемирный Еврейский Конгресс ведет эту работу на планетарном уровне. Там субъектами сотрудничества являются крупнейшие еврейские диаспоры, например, североамериканская, южноамериканская и западноевропейская. Мы начали такую же деятельность в многочисленной диаспоре евроазиатского и тихоокеанского регионов, объединяя евреев, живущих на 2 материках и 3 континентах.
Можно ли сказать, что эти объединительные процессы принесли свои плоды?
Безусловно. Сегодня Евро-Азиатский Еврейский Конгресс (ЕАЕК) объединяет еврейские организации и общины, в том числе их раввинов, действующие на территории от Новой Зеландии до Молдовы. Как человек, выросший в Советском союзе, я особо горжусь тем, что мы смогли восстановить связи между частями некогда единой еврейской диаспоры бывшего СССР. К настоящему моменту в ЕАЕК входят еврейские структуры из всех 12 республик СНГ. Впрочем, после визитов в Вашингтон и Ригу, где я общался с еврейскими лидерами Восточной Европы, я не исключаю, что скоро в наших рядах появятся новые члены. Но, в любом случае, решает этот вопрос наш Генеральный Совет после подачи соответствующих заявок.
Наш Конгресс стал родным домом и для экстерриториальных еврейских организаций, таких как: Всемирный конгресс горских евреев, Международное движение «Маккаби», Всемирный конгресс грузинских евреев, просится к нам и Межрегиональная еврейская женская организация «Хава». Так что, процесс пошел.
Довольно непросто поддерживать еврейскую жизнь на оторванных от внешнего мира островах Полинезии или в Монголии, где мы помогаем возрождению еврейской общины, а также в Индии, Японии и в какой-то степени в Австралии — еврейские диаспоры всех этих стран тоже вошли в ЕАЕК. Работу в данном направлении мы начали вести и с еврейством Китая.
Да, похоже, что у ЕАЕК довольно обширная география. Но не дублируете ли вы в своей деятельности Всемирный Еврейский Конгресс?
Нисколько, наоборот мы помогли ВЕК заполнить тот громадный пробел, который существовал в представительстве еврейских общин нашего региона на мировом уровне. Еще год тому назад, в течение нескольких недель после учреждения ЕАЕК он был официально признан континентальным отделением Всемирного Еврейского Конгресса. Значит ли это, что миссия Вашего Конгресса исчерпывается функцией проводника интересов местных общин на международном уровне?
Действительно, координация взаимодействия между еврейскими организациями различных уровней — это одна из наших функций. Но всего лишь одна из многих.
Как я уже говорил, у еврейского народа очень сильна тяга к национальному единству. Однако подлинное национальное единение невозможно обеспечить только декларациями. Его нужно закрепить общим делом. И тут у еврейства Евразии есть своя специфика.
В чем же она заключается, уж не в пассионарности ли русского еврейства, о которой столько сказано?
Не столько русского, сколько все-таки евразийского. Наш материк един, какими бы границами его не пытались разделить. Евреи всегда его так и воспринимали, поэтому пассионарность вполне могла «нагуляться» на таких просторах.
Для нас еврейское евразийство специфично тем, что большинство стран, еврейские диаспоры которых представлены в ЕАЕК, являются либо мусульманскими, либо в них, как в России, живет большое количество мусульманского населения.
В нашем регионе сложился уникальный опыт мирного сосуществования евреев с последователями ислама. Возьмем, к примеру, Казахстан, где я возглавляю Еврейский Конгресс республики. Первые евреи появились в казахских степях более тысячи лет тому назад. По сей день, наши взаимоотношения с мусульманами Казахстана отличаются особой теплотой и полным взаимопониманием. В отличие от некоторых других стран исламского мира, в Казахстане мы свободно можем строить синагоги по всей республике: от Алма-Аты до Астаны, и будем строить их впредь.
Даже арабо-израильский конфликт не ослабил эту позитивную тенденцию. Будучи в некотором отдалении от эпицентра израильско-палестинского противостояния, евреи и мусульмане Центральной Азии способны четко разделить политику и вопросы веры.
Это отметил и Всемирный Еврейский Конгресс, который признал Казахстан мусульманским государством с образцовым отношением к еврейскому населению, а также постановил считать совместную программу руководства Казахстана и ЕАЕК по иудейско-исламскому диалогу приоритетным направлением своей деятельности. Диалог – понятие довольно растяжимое, зачастую многие его участники не совсем понимают, кого представляют. Чем ваш диалог отличается от тех бесчисленных круглых столов, которые, честно говоря, уже всем поднадоели?
Взглянем фактам в лицо: в феврале текущего года в Алма-Ату на Первую Конференцию мира и согласия по приглашению Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева приехали Президенты Кыргызстана и Таджикистана, министры иностранных дел Азербайджана, Афганистана и Турции, а также высшее мусульманские иерархи стран Центральной Азии и представительная делегация Конференции Президентов ведущих еврейских организаций США. ЕАЕК выступил соучредителем Конференции, поэтому тоже был представлен всем своим руководством из разных частей света.
Таким образом, Конференция представляла интересы народов 6 суверенных государств и многочисленных еврейских и мусульманских общин. Думаю, что такой уровень представительства в дополнительных комментариях не нуждается.
Но, как мне кажется, здесь важен не только уровень представительства, но и те обстоятельства, которые собрали нас вместе. В канун иракской войны политические и религиозные лидеры мусульманских и еврейских сообществ четко заявили, что не пойдут по пути взаимной ненависти, подогреваемой международными террористами. В принятых в ходе Конференции документах мы подчеркнули, что ислам не имеет ничего общего с терроризмом.
Можно с уверенностью сказать, что у Первой Конференции мира и согласия два итога. Первый – собственно мир и отсутствие межнациональных конфликтов в центрально-азиатском регионе в дни иракского кризиса. Второй – выход иудейско-исламского диалога на уровень постоянно действующего Форума мира и стабильности, учрежденного в ходе Конференции.
Действительно, отсутствие в последние месяцы конфликтов на этнической и религиозной почве отличает Центральную Азию от других регионов Востока. Но смогли ли евреи-евразийцы убедить в необходимости продолжения диалога других его важных участников, а именно: США и Израиль?
Я вижу, как американцы и израильтяне даже подталкивают нас к следующему этапу работы в этом направлении. Еще до начала Конференции, на презентации ЕАЕК в США нас поддержали разные действующие политики, в частности, сенатор Хиллари Клинтон, которую, кстати, еЈ политические оппоненты совершенно несправедливо обвиняли в антисемитизме.
Говорят, вы очень понравились бывшей «первой леди» Америки как мужчина?
Спросите об этом у самой Хиллари. Если говорить о более важных вещах, то в начале мая иудейско-исламский диалог подробно обсуждался на 97-й Ежегодной встрече ведущего интеллектуального форума США — Американского Еврейского Комитета. Наши доклады об итогах и перспективах алма-атинского процесса вызвали интерес и вопросы у конгрессменов, сенаторов и ключевых министров Америки, участвовавших в этой встрече. Кроме того, ЕАЕК плодотворно работает с ведущей американской организацией, занимающейся делами евреев бывшего СССР – Национальной Конференцией в защиту Советского Еврейства.
Что касается Израиля, то мы непрерывно контактируем с руководством еврейского государства, подробно обсуждаем с ним все этапы нашего диалога с миром ислама. Так, например, в ходе иерусалимской сессии Исполкома Всемирного Еврейского Конгресса в мае текущего года, мы нанесли визит премьер-министру Израиля Ариэлю Шарону и министру обороны Израиля Шаулю Мофазу. В израильском парламенте (Кнессете) наше выступление по перспективам диалога сделало единомышленниками традиционно непримиримых представителей «левых» и «правых» партий.
А встреча с президентом Израиля, посвященная роли Казахстана в освобождении плененных израильских солдат закончилась нашей совместной молитвой. Такие акции сейчас просто необходимы. Ведь для народа Израиля в это нелегкое время исключительно важна солидарность всех евреев диаспоры, и особенно тех, которые живут в мусульманских странах.
Итоги вашей работы впечатляют. А каковы перспективы деятельности ЕАЕК?
В ближайшее время мы намерены сосредоточиться на нескольких направлений. Во-первых, продолжить диалог с миром ислама, вовлечь в него новых участников из государств Азии и Африки. Думаю, что итоги этой работы станут видны к моменту созыва Второй Международной Конференции мира и согласия в конце 2003 г.
Во-вторых, нас чрезвычайно волнуют последствия присоединения к Европейскому Союзу (ЕС) ряда государств Центральной и Восточной Европы. Не секрет, что несколько влиятельных стран ЕС, стали ареной прошлогодней волны антисемитских выступлений. Необходимо, чтобы эта волна ни в коем случае не перекинулась на новых членов Евросоюза. Мы уже обсуждали данную проблему с Президентом Латвии, и в ближайшее время вместе с руководством Европейского Еврейского Конгресса посетим другие страны, вступающие в объединенную Европу.
И, конечно же, мы будем дальше развивать наш Евро-Азиатский Еврейский Конгресс. Как я говорил, идет работа по расширению географии деятельности ЕАЕК. Планируется продолжить старые и начать новые программы в сфере образования, культуры, еврейской прессы, реституции общинной собственности и т. д. У нас очень много работы, а постоянный и добросовестный труд — это заповедь, которая дана Всевышним.