У Путина остался последний шанс

Очередное послание Президента Федеральному собранию не только стало актом национальной драмы, но и прологом личной драмы Владимира Путина. Драмы неординарного политика, действовавшего в меру своих сил на благо страны, но исчерпавшего свою историческую миссию задолго до окончания своего формального правления.

В историю нашей страны второй президент, несомненно, войдет как политик, который смог установить хотя бы некоторое подобие порядка, резко контрастировавшего с тем полуфеодальным хаосом, который оставил Борис Ельцин. Путин получил свой мандат преемника не только и не столько из рук первого президента или «семьи». Этот мандат также основывался на мощном общественном запросе стабильности. Без хоть сколько-нибудь четких «правил игры» уже было совершенно невозможно ни функционирование государства, ни развитие экономики.

Владимир Путин не только ясно осознал этот запрос, но на первых порах даже создал образ «молодого и грозного царя», который способен навести такой порядок. Созвучие общественного запроса и этого образа было настолько мощным, что его отголосок до сих пор поддерживает президентский рейтинг.

Сейчас, по прошествии времени, ясно виден большой зазор между этим образом и реальной практикой правления. «Споры хозяйствующих субъектов» ярко высвечивают соперничество «околокремлевских» кланов, силовых структур, региональных властей.

Но было бы совершенно несправедливо не оценить крупный вклад Владимира Путина в наведение порядка. Хотя этот порядок особого рода. Это вовсе не «диктатура закона». Путин выступает как бы гарантом негласной конвенции. Главное ее условие - не посягать на прерогативы Президента. При его соблюдении, возможно некоторое игнорирование законов. Мера этого игнорирования зависит от близости к первому лицу. Этакая вертикаль безнаказанности, где каждый сверчек должен знать свой шесток.

Но даже такой специфический порядок оказался плодотворным для страны, изнывавшей от вакханалии схваток за долю административной ренты. Экономику не обманешь. При самых благоприятных условиях, не бывает экономического роста без обретения бизнесом хотя бы какого-то чувства уверенности. В экономическом подъеме последних лет вклад Владимира Путина несомненен и очень значим. Расчеты демонстрируют очень высокую (более 0,8) корелляционную связь между рейтингом президента и темпами экономического роста.

Драма Президента в том, что он довольно быстро решил свою историческую задачу. Сегодня и политический класс и бизнесс сообщество уже почти избавились от ожиданий елицинских «загогулин». Цепенящая боязнь «как бы не стало хуже» сменяется быстро растущими надеждами на лучшее будущее. Формируется широкий общественный запрос на «новую Россию». Но на этот запрос готовятся разные ответы.

На него уже отвечают олигархи. Они быстро размывают «путинскую конвенцию». Не встречая жесткого отпора Президента, они энергично ведут скупку экономического, регионального и политического пространства страны, покупают права на всевластие. Этот ответ не даст процветания России.

(Более подробно эта проблема освещена в докладе Совета по национальной стратегии «Государство и олигархия»).

Складывается база и для иного ответа. Социологические исследования показывают, что в запросах наиболее адаптированных и активных групп населения все отчеливей видны требования расширения пространства социально-экономических возможностей, запрос на пространство свободы. Они все яснее осознают свои ограниченные перспективы при всевластии союза олигархов и «новой номенклатуры». К ним примыкает социальное отчуждение и отчаяние тех, кто потерял надежду на благосостояние, на успех своих детей.

Здесь таится серьезная угроза. Сегодняшняя стабильность - неустойчива. Нынешнее общественное устройство не обладает подлинной легитимностью. Сегодня в стране нет таких слоев и групп, которые бы всерьез, в глубине души верили бы в его справедливость. В случае серьезного кризиса в стране может повториться август 91-го. Тогда никто не выступил в защиту прежнего государственного устройства, утратившего активную моральную поддержку.

Результатом осознания зияющего противоречия между благоприятным развитием страны и крайне несправедливым распределением национального богатства станет, в полном соответствии с «законом де Токвиля», рост социальной напряженности, усиление оппозиционных сил. Но это приведет лишь к утрате перспектив развития, ухудшению положения России в мире.

Нельзя сказать, что Владимир Путин вовсе не чуствует новых тенденций. В его послании поставлена достойная национальная задача - удвоить ВВП за десять лет. Ее решение обеспечило бы населению страны довольно высокий уровень благосостояния (на уровне новых членов Европейского Союза). Россия вполне по праву заняла бы место в ряду наиболее экономически развитых держав. Ее новое экономическое могущество стало бы основанием для достойного места в новом мироустройстве.

Слов нет, выдерживать ежегодный рост в 7% течение 10 лет это очень и очень трудно. Но, нельзя сказать, что такая задача абсолютно непосильна. Примеры такого длительного и быстрого роста существуют в современном мире. Не только Китай и Индия, но и целый ряд других стран разного размера и уровня развития доказали это. Но для таких темпов роста нужна подлинно «новая Россия».

Наша драма как раз и состоит в том, что реализация этого амбициозного национального проекта требует кардинально другой организации жизни общества, другой модели развития, иного типа политического лидерства. Необходимы отказ от стратегии «олигархической модернизации», от всевластия союза олигархии и номенклатуры. Нужен лидер страны, способный сплотить общество, повести страну за собой. Вся страна должна биться за успех, а не вяло отбывать номер как сборные по футболу и хоккею.

Для стабильного динамичного развития России необходима мобилизация всех источников роста. Здесь не обойтись ростом олигархических империй. Мало и развития сырьевого сектора. Нужен прорыв в высокотехнологичных секторах. Но самое главное, нужен простор для инициативы и предприимчивости широких слоев населения

Нужна общая убежденность, что плоды озарений и тяжелого труда не будут грубо отняты, что бюрократическая машина не перемелет перспективные начинания. Что не будут напрасны надежды начинающих бизнесменов «прорваться», обеспечить достойное положение себе и будущее детей. Нужна широкая убежденность в справедливости устройства «новой России». Без него все надежды на высокий рост - пустые мечтания или политическая спекуляция.

Исходная точка для становления нового социального порядка - широкий общественный диалог о нравственных основах этого порядка. Но начать такой диалог может только признанный национальный лидер. На то он собственно и лидер, что по-праву может ставить в национальную повестку дня экзистенциальные проблемы.

Но как это возможно в сегодняшней России? Сам Владимир Путин, сторонится такого рода дискурса. Но в стране нет и политического пространства для подобной инициативы «со стороны». Идет просто вытаптывание политической поляны, чтобы на ней вдруг не вырос реальный претендент на пост президента, или, более того, национальный лидер.

Социальная справедливость также немыслима без эффективного государства. Например, без беспристрастного суда и надежного госаппарата, без резкого снижения коррупции. Но сегодня явно нет политической воли для борьбы даже с явно противоправными решениями. Из социологии хорошо известно, что санкции поддерживают нормы. Для того, чтобы повысить доверие к суду необходимо, чтобы Президент, в строгом соответствии с Законом, публично отрешал от должности судей за заведомо неправосудные приговоры.

Необходим реальный прогресс в административной реформе. Но все ограничивается дискуссиями и уговорами. Парадокс: число вице-премьеров опять выросло до ельцинского уровня.

И здесь отсутствие политической воли, национального лидерства находится в разительном противоречии с требованиями динамичного развития экономики и общества.

Видна грустная политическая перспектива. Путин может повторить драму Горбачева. Разрыв между общественным запросом, нуждами страны, с одной стороны, и трясиной современной политической системы, с другой, будет углубляться. В эту пропасть канут реальные прежние достижения Владимира Путина. Его политическая база сузится до олигархо-номенклатурного союза, заложником которого окончательно станет Президент. Никто уже не вспомнит о былых заслугах Путина. Все будут указывать лишь на упущенный для страны шанс. В таких условиях уже не до темпов роста. Сохранение режима поглотит все ресурсы.

Но, как известно, драма отличается от трагедии тем, что в ней все же есть шанс на счастливый конец. Осознание драмы - первый шаг к перемене участи. Такой шанс еще есть и у Владимира Путина.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram