Проект федерального бюджета на 2006 г. предусматривает существенное увеличение расходов почти по всем крупным статьям (см. табл.1).
Проявляемое при этом пренебрежение насущными вопросами не только бюджетного контроля, но даже характера и направления использования этих средств (клиническим проявлением чего представляется передача на усмотрение правительства механизмов и направлений использования инвестиционного фонда) исключает гипотезу о внезапном изменении курса государства со стабилизации на модернизацию.
Единственное логичное объяснение демонстративного разворота экономической политики — подготовка к избирательной кампании. Поскольку поддерживать установленные темпы наращивания бюджетных расходов уже в 2007 г. будет по объективным причинам невозможным (а снижение темпов роста обманывает сформировавшиеся ожидания и вызывает политически опасное разочарование), проект бюджета-2006 представляется отражением планов проведения досрочных выборов уже в конце 2006 г.
Дополнительным аргументом в пользу этого служит разработка Минфином документа "Бюджетная политика 2006–2008 годов", носящего несвойственный этому ведомству характер откровенной предвыборной пропаганды, а также абсолютно предвыборное по стилистике выступление Путина 5 сентября 2005 года.
Существенно, что, хотя формально президент говорил о мерах, намеченных на трехлетний период бюджетного планирования, то есть 2006-2008 годы, наиболее значимый и эффектный шаг — повышение зарплат участковых терапевтов, педиатров (отменяемых, кстати, прорабатываемой реформой здравоохранения) и врачей общей практики "в среднем" на 10 тыс.руб., а медсестер "как минимум" на 5 тыс.руб. — намечен уже на начало 2006 г. (По опросу ФОМа, верит в решение этой задачи 14% населения, не верит — 10%, а по заявлению Зурабова, президентское повышение зарплаты коснется лишь 8% врачей).
Весьма характерны и другие поручения, данные нынешним президентом вполне в предвыборном стиле Б.Н.Ельцина:
· провести масштабную газификацию страны, в первую очередь сельских районов — не менее чем на 35 млрд. руб. на 3 года по предложению "Газпрома", что крайне опасно, учитывая предстоящий России дефицит газа (по опросу ФОМа, в это верит 13%, не верит 12% населения);
· оснастить школы Интернетом (+12%, %; Путин говорил об оснащении "как минимум" 20 тыс. школ за 2006–2007 годы и доведении их числа в 2008 до "более 30 тыс.", чтобы в итоге Интернетом было оснащено более половины школ России; забавно, что основной объем работ в этом направлении и по сей день, насколько можно понять, выполняется за счет благотворительных программ М.Ходорковского, плоды усилий которого Путин изящно занес в свой актив);
· оснастить "новым диагностическим оборудованием… более 10 тысяч муниципальных поликлиник, из них более трети на селе, а также значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов. Это практически все первичное звено здравоохранения. У нас их чуть больше, около 17,5 тысячи, но разница — это ведомственная сеть" (+9, ׯ%);
· обеспечить дешевые кредиты на покупку жилья (+7, 㬈%);
· повысить зарплаты "квалифицированных научных сотрудников" РАН "в среднем" до 30 тыс.руб. (+5, 㬆%);
· построить центры медицинских технологий в российских регионах (+4, 㬇%);
· создать новые университеты в Сибирском и Южном федеральных округах (+4, %).
Не менее характерны и инициативы президента, степень доверия населения к которым лояльный Кремлю ФОМ выяснять не стал:
· "Обеспечить подготовку более десятка тысяч участковых врачей и врачей общей практики… Обновить автопарк "скорой помощи", включая приобретение реанимобилей, медоборудования и современных систем связи".
· "Число граждан, которым за счет федерального бюджета будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь, должно вырасти к 2008 году не менее чем в четыре раза".
· "Решить вопрос… об открытии бизнес-школ для подготовки управленческих кадров в Московском регионе и Санкт-Петербурге".
· "Будет учреждено не менее 5 тысяч индивидуальных грантов для школьников, студентов, молодых специалистов".
· "В течение 2006 года надо завершить переход к так называемому нормативному финансированию учебного процесса, при котором бюджетные средства следуют за учащимися".
· "учредить ежегодные поощрения в размере 100 тысяч рублей для 10 тысяч лучших учителей страны".
· "К 2007 году обеспечить значительный рост объемов жилищного строительства. …К уровню 2004 года не менее чем на треть".
· Комплекс мер по развитию сельского хозяйства.
· "Будет создан совет по реализации приоритетных национальных проектов, деятельность которого буду контролировать лично… В его состав могут войти представители всех уровней власти, местного самоуправления, основных политических сил… экспертные и деловые круги".
В конце 2006 г. могут быть проведены лишь досрочные выборы во вполне ничтожную Госдуму. Повышенное значение, придаваемое им, означает, что Госдуме предстоит сыграть исключительно значимую роль. Единственная правдоподобная сегодня гипотеза — подготовка перехода от всенародного избрания президента к его избранию Госдумой.
Это облегчит сохранение Путина президентом на третий срок, в чем, как представляется, заинтересована преобладающая часть его окружения, устранит противоречие между всенародным избранием президента и "избранием" губернаторов региональными парламентами и явится достойным завершением политической реформы, направленной на искоренение демократических процедур и институтов. (Неявно эта реформа была начата Путиным почти сразу же после прихода к власти, а открыто она была объявлена им 13 сентября 2004 г., под прикрытием бесланского кошмара.)
В то же время не вызывает сомнений, что за предстоящее до конца 2006 и тем более до весны 2008 г. время могут произойти самые разные события, вынуждающие государство отказаться от реализации планов, проявлением которых стал бюджет-2006.
Таблица 1
Функциональная структура расходов федерального бюджета
Наименование расходов | 2005 год | 2006 год | Изменения (млн. руб.) | ||
утверждено* (млн. руб.) | % расходов | % расходов | проект (млн. руб.) | ||
Всего расходов | 3 396 268,7 | 4 270 114,7 | 873 846,0 ( + 25,7 %) | ||
Общегосударственные вопросы, в т.ч.: | 491 327,7 | 14,5 | 15,2 | 647 040,9 | 155 713,2 (+ 31,6 %) |
· обслуживание госдолга | 244 150,3 | 8,0 | 4,7 | 202 482,2 | - 41 668,1 (- 20,6 %) |
· инвестиц. фонд | - | - | 1,6 | 69 741,2 | впервые |
Национальн.оборона | 549 680,4 | 16,2 | 15,7 | 667 257,4 | 117 577,0 (+ 21,4 %) |
Нац. безопасность и правоохран. деят-ть | 442 552,3 | 13,0 | 12,6 | 540 248,0 | 97 695,7 (+ 22,1 %) |
Национ. экономика | 253 507,2 | 7,5 | 7,9 | 338 577,0 | 85 069,8 (+ 33,6 %) |
ЖКХ | 10 098,2 | 0,3 | 0,7 | 31 627,4 | 21 529,2 (+ в 3,1 р.) |
Охрана окружающей среды | 4 782,3 | 0,1 | 0,1 | 6 335,2 | 1 552,9 (+ 32,4 %) |
Образование, в т.ч.: | 162 947,7 | 4,8 | 4,8 | 206 029,0 | 43 081,3 (+ 26,4 %) |
· начальное профессиональное | 4 267,9 | 0,1 | 0,2 | 6 728,5 | 2 460,6 (+ 57,7 %) |
· среднее профессиональное | 20 424,4 | 0,6 | 0,5 | 21 840,8 | 1 416,4 (+ 6,9 %) |
· переподготовка и повышение квалиф-и | 2 360,9 | - | - | 3 912,6 | 1 551,7 (+65,7 %) |
· высшее профессиональное | 114 699,7 | 3,8 | 3,7 | 158 922,9 | 44 223,2 (+ 38,5 %) |
Культура, кинематография, СМИ | 46 149,1 | 1,3 | 1,2 | 50 448,1 | 4 299,0 (+ 9,3 %) |
Здравоохранение и спорт, в т.ч.: | 87 876,4 | 2,8 | 3,4 | 145 845,3 | 57 968,9 (+ 66,0 %) |
· здравоохранение | 73 811,9 | 2,2 | 3,0 | 127 570,0 | 53 758,1 (+ 72,8 %) |
Социальная политика | 177 476,0 | 5,2 | 4,9 | 209 559,0 | 32 083, 0 (+ 18,1 %) |
Межбюджетные трансферты | 1 169 871,2 | 34,4 | 33,4 | 1 427 147,4 | 257 276,2 (+ 22,0 %) |
* с учетом дополнительных ассигнований расходной части на 348 339,4 млн. рублей, утвержденных ФЗ от 5.07.2005 г. № 84-ФЗ
Источник: Госдума РФ
Косвенным подтверждением преимущественно пропагандистского характера изменений в бюджетной политике служит рассмотрение укрупненных групп расходных статей (см.табл.2).
В силу изменения бюджетной классификации с начала 2005 г., существенно снизившего прозрачность бюджета, эти укрупненные группы во многом условны (так, фундаментальная наука включена в раздел "общегосударственных нужд").
Кроме того, в отличие от прошлых лет после мы не можем однозначно трактовать межбюджетные трансферты как расходы социальной направленности, так как их рост в критически значимой степени стал вызываться не усилением социальных приоритетов федеральных властей, но усилением финансового давления на регионы.
Однако в целом картина представляется адекватной и наглядной.
Действительно, в максимальной степени в 2006 г. растут расходы на нужды экономики (на 61,1%) и социальную сферу (32,8%). Но в силу их незначительности основная часть общего прироста расходов по-прежнему приходится на общегосударственные нужды.
Таким образом, несмотря на некоторые структурные улучшения, бюджет-2006 года остается военно-полицейским, а не бюджетом экономической или социальной модернизации.
С учетом инерционности бюджетного процесса структурные изменения значительны. Но в части финансирования силовых структур, например, они всего лишь исправляют чудовищный перекос 2005 г., когда расходы на их нужды ощутимо превысили 30% общего объема расходов.
При этом видимых мер по росту эффективности этих расходов (которые наглядно не ведут к повышению обороноспособности, укреплению безопасности и правопорядка) не предусматривается.
Таблица 2
Реальные приоритеты государства: прирост
непроцентных расходов по укрупненным группам статей
Прирост расходов в 2006 г. к бюджету-2005 | Доля в непроцентных расходах | ||||
Млрд. руб. | %% | Доля общего прироста | 2005 | 2006 | |
ВСЕГО НЕПРОЦЕНТНЫЕ РАСХОДЫ | +915,5 | +29,0% | 100,0% | 100,0% | 100,0% |
Государство | +342,9 | +27,7% | 37,5% | 39,3% | 38,9% |
в т.ч. оборона, безопасность, правопорядок | +215,3 | +21,7% | 23,5% | 31,5% | 29,7% |
Экономика | +154,8 | +61,1% | 16,9% | 8,0% | 10,0% |
Социальная сфера | +160,4 | +32,8% | 17,5% | 15,5% | 16,0% |
Межбюдж. трансферты | +257,3 | +22,0% | 28,1% | 37,1% | 35,1% |
Источник: расчет на основе данных Госдумы РФ.
Некоторое ослабление главных, военно-полицейских приоритетов бюджета пока не позволяет говорить об их замене на те или иные "гражданские" приоритеты, хотя и порождает у людей, по долгу службы или вере в лучшее все еще доверяющих правящей бюрократии, надежду на закрепление наметившихся тенденций в будущем.
Делягин Михаил Геннадиевич, председатель Президиума — научный руководитель Института проблем глобализации.