Правовая коллизия, существующая в законе о формировании Совета Федерации, вызвала первый за полтора года его нового бытия кризис. Утром 23 апреля сенаторы проголосовали против досрочного прекращения полномочий сенатора от Татарстана Рафгата Алтынбаева, что в принципе противоречит действующему законодательству. Попробуем разобраться в причинах и следствиях этой «бархатной революции».
Сенаторы были возмущены тем, что как выразился спикер Сергей Миронов, верхней палате отводятся функции отдела кадров, который лишь делает запись в трудовой книжке на основании приказа руководства. Из заявлений членов СФ следовало, что если подразумевается процедура голосования, то предполагается, что результат может быть как положительным – за отзыв, так и отрицательным – против оного. Однако, вопреки логике, закон не подразумевает иного результата, кроме как согласия с решением региональной власти. В результате дискредитируется сама демократическая процедура.
Тон обсуждению, кстати, задал руководитель Комиссии СФ по регламенту и организации парламентской деятельности Николай Тулаев, который, рекомендовав сенаторам в соответствии с законом утвердить отзыв коллеги, при этом донес до палаты «особое мнение» комиссии. Оно сводилось к признанию действующих законодательных норм о принципах формирования СФ нелепыми. Члены комиссии напомнили коллегам, что подобный немотивированный отзыв сенатора не первый и подобное положение вещей не может не беспокоить. Представитель Тывы Людмила Нарусова подлила масла в огонь, обвинив Шаймиева в преследовании Алтынбаева по политическим мотивам (как сопредседателя Российской партии жизни). Учитывая особое положение в российской политической элите вдовы первого петербургского мэра, эксперты сразу же сделали вывод о некой предопределенности сенаторского бунта и заданности его антишаймиевского вектора. Так что выступавшие против отзыва Алтынбаева и с критикой региональных властей сенаторы были уверены в том, что произнесенные в запале слова не отразятся на их дальнейшей карьере.
Итак, разговоры о том, что Алтынбаев является «секретным оружием» Кремля в борьбе с непокорным президентом поволжской республики, из досужих домыслов можно перевести в разряд реального политического пасьянса, складывающегося в России накануне думских и президентских выборов. «Бархатная революция» в российском Сенате показала, что Совет Федерации готов к выпуску на политическую авансцену новых лидеров, которых за полтора года эта кремлевская «кузница кадров» взрастила в своих стенах. Алтынбаев первый, но не единственный, чьи политические амбиции Кремль готов поддержать. Именно поэтому бывшая до последнего времени рядовой процедура утверждения отзыва сенатора превратилась в хорошо разыгранный политический спектакль, став «пощечиной» татарстанскому лидеру. По информации из источников в верхней палате, регион, интересы которого будет представлять бывший татарстанский сенатор, будет определен если не до майских праздников, то уж точно к следующему пленарному заседания, которое состоится 21 мая. Но уже не столь важно, останется ли Алтынбаев среди сенаторов. По слухам, помимо просьб от ряда региональных лидеров, желающих таким образом показать лояльность Кремлю, за последние дни он получил и предложения другого рода. Рассматривается как работа в администрации президента, ряде министерств, так и уход в бизнес на должность топ-менеджера одной из крупных российских компаний. В любом случае предвыборная кампания в Татарстане стартовала. Судя по всему, заявление Алтынбаева о желании участвовать в борьбе за пост президента республики - не вынужденный фальш-старт, как хотелось бы Шаймиеву, а продуманная политика администрации президента, направленная на отстранение от власти ельцинской плеяды региональных политиков.
В пользу этой версии говорят и многие другие события последнего времени. Приведу только пару примеров. Первый в этом ряду – заявление губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева о нежелании участвовать в выборах в третий раз и последовавшее за ним – о возможности досрочной отставки сразу после празднования 300-летия северной столицы. Второй – остающийся пока незамеченным в силу малой и весьма специфичной раскрутки персоны очередной кризис вокруг Владимира Бутова, губернатора Ненецкого автономного округа, кстати, третьего по запасам углеводородов региона России. «Хозяин тундры», как назвали его в одной из газет, тоже желает пойти на выборы в третий раз, но его вдруг привлекают по уголовному делу по факту избиения им в Петербурге сотрудника ГАИ, охранявшего кортеж Путина. В это же время главным федеральным инспектором в НАО полпред в СЗФО Валентина Матвиенко назначает «закадычного» врага Бутова и его потенциального соперника на выборах, директора нефтяной компании «Архангельскгеолдобыча» Алексея Баринова. Не стоит сомневаться, что в округе вскоре будет найдено столько нарушений, что Бутову станет не до подготовки к выборам. Технологии в приведенных примерах разнятся, но цель везде поставлена одна – отрешение от власти представителей старых региональных элит. Фамилия Шаймиева явно в этом же черном списке.
Но вернемся к Совету Федерации. Как заявила председатель Комитета верхней палаты по социальной политике Валентина Петренко, «отзыв Алтынбаева стал последней каплей в чаше терпения сенаторов». По ее словам, они будут инициировать скорейшее внесение изменений в закон, которые позволят избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем. О необходимости выборности сенаторов не устает повторять и сам спикер Сергей Миронов. У экспертов не возникает сомнений, что сенаторы в этом стремлении получат всемерную поддержку Старой площади. Для этого есть несколько причин. Важнейшая из них лежит в сфере международных отношений. Члены верхней палаты являются участниками от России разного рода международных организаций и соглашений. Достаточно вспомнить одного Михаила Маргелова, представляющего администрацию Псковской области. Являясь председателем Комитета СФ по международным делам, он также недавно избран вице-президентом ПАСЕ. Подобных примеров в СФ немало. Та кадровая чехарда, которую стали позволять себе региональные лидеры в отношении сенаторов, может поставить страну в неудобное положение. Да и работа членов Совета Федерации с российскими структурами не должна, выражаясь словами Людмилы Нарусовой, зависеть «от капризов и настроений глав регионов». Кстати, в связи с тем, что Рафгат Алтынбаев не присутствовал на проходившей в конце прошлой недели встрече руководства верхней палаты с президентом, как пишет «Российская газета», важнейшая тема реформы местного самоуправления была спешно исключена из заранее составленного плана мероприятия. Обсуждать вопрос Путину было попросту не с кем.
На встрече сенаторов с президентом, как сообщалось, главе государства было обещано, что Совет Федерации станет фильтром, через которые будут тщательно пропускать популистские законы, которые Дума явно напринимает в предвыборный год. Задача поставлена серьезная. И ради ее исполнения региональным лидерам вскоре, похоже, придется заплатить отпуском сенаторов на вольные хлеба. А независимый от региональных элит Совет Федерации – это элемент уже совершенно иной конструкции государственной власти.