В Москве начались консультации о вынесении вотума недоверия правительству. Фракция "Яблоко" приступила к переговорам с фракцией КПРФ, Аграрной депутатской группой и депутатами из центристских фракций о вынесении. Об этом ИА "Росбалт" сообщил заместитель руководителя фракции "Яблоко" в Госдуме Сергей Иваненко. Также, по его словам, переговоры будут проведены и с фракцией СПС, но "надежды на поддержку правых мало".
Как отметил Иваненко, консультации нужны для того, чтобы собрать необходимые 90 голосов для вынесения вотума недоверия на пленарное заседание. "Пока сложно сказать, как быстро нам удастся это сделать, но есть шанс, что вопрос об отставке Правительства будет поставлен на голосование уже в мае", — сказал депутат.
В этой связи АПН напоминает заявление политолога Иосифа Дискина, сделанное им в интервью нашему агентству. По его мнению, об отставке правительства Касьянова Путин может заявить уже в майском послании парламенту. Судя по всему, совпадение дат, действительно, не является случайным. Весьма похоже на то, что «Яблоко» выступает тягловой силой для кремлевской дрезины, не без выгод и для своей политического капитала.
Иваненко подчеркнул, что "Яблоко" обвиняет Правительство "в полной недееспособности, сворачивании налоговой, административной и пенсионных реформ". "Критическая масса конфликтов в кабинете министров превысила норму, и если не сменить Правительство сейчас, когда ситуация в стране достаточно стабильна, то в период парламентских и президентских выборов может случиться серьезный кризис", — заявил политик.
Ниже АПН приводит заявление партии "Яблоко" о необходимости отставки правительства полностью.
Бюро ФС РДП "ЯБЛОКО" считает, что Правительство России не справляется с возложенными на него обязанностями, демонстрирует полную недееспособность. Оно не только не способно обеспечить ясную стратегическую перспективу, проводить в жизнь национальные интересы страны, но и действует вопреки этим интересам. Подконтрольность Правительства олигархическим кланам, неприемлемая сама по себе, привела в последнее время к ожесточенной межклановой борьбе, которая полностью парализовала деятельность высшего органа исполнительной власти. Все это происходит на фоне резкого падения профессионализма Правительства и его аппарата. Налицо целый ряд признаков, свидетельствующих о нарастании глубокого кризиса внутри Правительства.
1. Неспособность обеспечить безопасность страны и ее граждан, обуздать преступность. Абсолютная незащищенность граждан России перед криминалом, нарастающий вал заказных убийств общественных деятелей, политиков, предпринимателей стали привычными явлениями. Криминал не просто чувствует себя безнаказанным, он рвется к власти, терроризирует государство. При этом руководство правоохранительных органов заботится не о поиске преступников и заказчиков преступлений, а о сохранении "чести мундира", объявляя ответственными за заказные убийства либо тех, кто не может за себя постоять, либо тех, кого уже нет в живых. Не решается ключевая проблема российских правоохранительных органов: их коррумпированность и прямая связь с организованной преступностью.
2. Провал важнейших экономических реформ, без которых невозможно качественное увеличение темпов роста экономики, необходимое для того, чтобы сократить прогрессирующее отставание от мировых экономических лидеров. Налоговая реформа остановилась. Не удалось обеспечить ни снижение единого социального налога, крайне нужное для вывода экономики из тени и привлечения инвестиций, ни облегчения налогового бремени на малый и средний бизнес - потенциальный источник новых рабочих мест для миллионов россиян. Вместо полноценной пенсионной реформы проведена косметическая реорганизация пенсионного фонда. Правительство не сделало ничего для того, чтобы использовать благоприятную экономическую конъюнктуру, высокие цены на нефть для обеспечения реальной экономической свободы, ликвидации структурного перекоса и качественного увеличения темпов экономического роста. Российская экономика по-прежнему остается "экономикой трубы", прямо зависящей от уровня цен на энергоносители. Провалены все задания по дебюрократизации экономики.
3. Антисоциальная политика кабинета. Единственное направление действий правительства в социальной сфере - отказ от федеральных обязательств и перекладывание всех тяжелых и нерешенных проблем на плечи граждан. Реформа ЖКХ стимулирует рост тарифов для населения, развращает коммунальных монополистов, ведет к ухудшению качества жилищно-коммунальных услуг и нарастанию вала коммунальных аварий, чреватому замерзанием миллионов граждан России. Над учителями, врачами, работниками культуры и социальной сферы нависла угроза резкого сокращения федеральных гарантий оплаты труда бюджетников. В то же время хроническое недофинансирование социальных объектов уже привело к трагической гибели детей в Якутии и Дагестане.
4. Защита интересов крупных монополий и олигархических структур. Правительство демонстрирует полное нежелание обеспечить прозрачность и подконтрольность естественных монополий. Реформы электроэнергетики и ЖКХ носят авантюрный характер, проводятся в интересах крупнейших монополий, создают условия для непрозрачной олигархической приватизации наиболее привлекательных объектов собственности, раздувания тарифов, политического шантажа граждан и органов власти. Интересы монополий и олигархических структур лоббируются в самых открытых формах - таких как введение принудительной повременной платы за телефон, повышение ввозных пошлин на иномарки и т. п. 5. Фактический отказ от военной реформы. Вместо создания профессиональной армии, оснащенной современными вооружениями и отвечающей требованиям XXI века, делается все для сохранения прежней, громоздкой и неэффективной военной машины, не способной обеспечить безопасность страны в новых исторических условиях. Ее сущность не меняют эксперименты по переводу на контракт отдельных частей и подразделений, не связанные с такими важнейшими составными частями военной реформы как сокращение численности вооруженных сил в соответствии с новыми реалиями и принятие на вооружение качественно новой военной техники.
6. Принятие опасных авантюрных решений, мотивированных сиюминутными коммерческими интересами и представляющих угрозу для будущих поколений. Так, разрешение на ввоз в Россию иностранного отработавшего ядерного топлива с целью переработки и захоронения грозит превращением России во всемирную ядерную свалку.
7. Неспособность провести административную реформу, сократить бюрократический аппарат, снизить масштабы его коррупции, ограничить вмешательство в жизнь граждан и экономических субъектов. За год, прошедший после того как президентом поставлена задача перестройки структуры правительства, в этом направлении не сделано ничего.
Мы считаем, что уже достигнута критическая масса грубых ошибок и просто бездействия, которые вместо продвижения реформ ведут к стагнации и нестабильности. Уже через несколько месяцев, осенью 2003 года, недееспособность правительства может привести к дестабилизации обстановки в стране, созданию предпосылок для роста популярности экстремистов всех мастей непосредственно перед парламентскими и президентскими выборами. Вовремя сменить правительство - значит, предотвратить кризис. Российская демократическая партия "Яблоко" выражает недоверие правительству, будет добиваться его отставки. Бюро ФС РДП "Яблоко" поручает фракции "Яблоко" инициировать постановку вопроса об отставке Правительства в Государственной Думе.
"Яблоко" готово взять на себя ответственность за решение неотложных проблем России, предотвращение дальнейшей демодернизации страны. Мы готовы принять активное участие как в разработке программы нового Правительства, так и в ее практической реализации.
Председатель партии Г.А. Явлинский