Чего же ждут сами члены верхней палаты парламента? Как выясняется, чуда: чтобы надежды на качественный рывок обрели точность диспетчерских указаний Ниже следуют ответы сенаторов на вопросы пресс-службы Совета Федерации:
1. Какие ожидания связываете вы с предстоящим посланием президента?
2. Что в Послании могло бы вас удивить?
Александр ТОРШИН, член СФ от Правительства Республики Марий-Эл: Новое послание обязательно должно учитывать результаты предыдущего
1. В послании президента хотелось бы услышать наметки плана нашей будущей законодательной работы. Какие нормативные акты следует принять в первую очередь и на что нужно обратить особое внимание. Хотелось бы услышать четкое подведение итогов исполнения предыдущего послания. Очень важно не только подвести итоги, но и тщательно проанализировать задачи, реализовать которые не удалось.
Думаю, нужно покончить с порочной практикой, когда новое послание никак не учитывает результатов предыдущего и определяет взаимоисключающие друг друга задачи. В Послании обязательно должны быть прописаны механизмы его реализации. Более того, на этой основе Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство обязаны выработать стратегическую программу своей деятельности, найти методы ее реализации. Никакого согласования планов в этом случае не понадобится, потому что источником общих действий станет послание президента страны.
Александр КАЛИТА, член СФ от Администрации Ульяновской области: Современная политика начисто отбивает способность удивляться
1. От ежегодного послания президента Федеральному Собранию я жду не просто "программных тезисов" о том, как стране жить в ближайшие годы. Я жду реальных итогов. Главное, на мой взгляд, чего нам всем до сих пор не хватало, это простой, но жизненно необходимой вещи. За годы реформ выработано немало толковых и подробных программ, целые команды специалистов задействованы в их разработке. Но даже мне, члену Совета Федерации, за крайне редкими исключениями неизвестно, кто и как контролирует ход выполнения этих программ, кто "отвечает головой" и должен "лечь на рельсы", если дела государственной важности будут выполнены плохо или не вовремя. Системы персональной ответственности за реформы как не было, так нет и до сих пор. Это, конечно, очень удобно для чиновников разных уровней: они кивают друг на друга и синхронно разводят руками, мол, извините, не смогли, не знаем… Или ждут руководящих указаний непосредственно от президента. Хотя вряд ли тот может и должен контролировать в стране всех и вся.
Виталий ВИШНЯКОВ, член СФ от Читинской областной Думы: Приятно удивлюсь, если президент проанализирует исполнение предыдущих посланий, сделает выводы и предложит механизм реализации
1. Считаю, что ежегодные послания президента не должны быть только "годовыми". Как минимум, они должны быть на предстоящий, а не на уходящий год. Но еще лучше, чтобы, наряду с годовыми, они содержали бы перспективные (в идеале - стратегические) цели, приоритеты и задачи по их достижению.
Такие послания были бы актуальны и весомы в любое время года, независимо от сиюминутных обстоятельств и конъюнктуры.
Юрий КОВАЛЕВ, член СФ от Государственной Думы Томской области: Думаю, что в первую очередь надо решить внутренние проблемы страны
1. В послании президента я вижу в первую очередь документ, где не только будут определены основы формирования экономической и политической платформы страны на 2003 год, но и изложены положения предвыборной программы президента. Прежде всего, это выбор приоритетов в экономическом развитии страны, движения экономики от сырьевой зависимости к развитию наукоемких производств. Должное внимание в послании следует уделить возможностям решения социальных проблем, укреплению государственности и правопорядка. Важнейшие темы: направление дальнейшего развития реформ в экономическом и административном управлении, преодоление бюрократических барьеров и борьба с коррупцией. Надеюсь, в послании президента услышать о мерах повышения инвестиционной привлекательности России для внешних и внутренних инвесторов.
Безусловно, политические и экономические проблемы должны быть увязаны с активным вхождением России в единое Европейское экономическое пространство, сотрудничеством в рамках "Россия - Европейский Союз" и с определением позиции вступления в ВТО.
Вячеслав НОВИКОВ, член СФ от Законодательного Собрания Красноярского края: Путин смягчит позицию по отношению к США
1. Важно понять, что именно необходимо решать в первую очередь. Тогда станет ясно, какие задачи поставит президент перед правительством и Федеральным Собранием. Важно к тому же учитывать специфику предвыборного года у депутатов Госдумы и президента. Я думаю, наиболее острые темы все-таки будут сглажены. С моей точки зрения, есть несколько важных тем. Например, иракский конфликт. Думаю, позиция России по отношению к США в Послании окажется еще более смягченной. Безусловно, президент наметит путь конструктивного взаимоотношения в послевоенный период. Скорее всего, будет сказано, что все должно быть под эгидой ООН, но, повторяю, уверен, иракская тема будет рассмотрена именно с конструктивных позиций.
Валентин МЕЖЕВИЧ, член СФ от Законодательного Собрания Иркутской области: Президент знает все проблемы страны
1. Безусловно, мы ожидаем, что в Послании будет продолжена тема реформирования межбюджетных отношений и налоговой системы по сокращению оборотных налогов и изменения принципа взимания рентных налогов за использование природных ресурсов. В экономике страны происходят эпохальные перемены: реформирование естественных монополий (прежде всего железнодорожного транспорта, энергетики). Предстоит реформирование рынка газа, и мы надеемся, что эта тема также найдет отражение в Послании.
Думаю, не останется без внимания готовящаяся административная реформа, а также реформа местного самоуправления: соответствующий законопроект рассматривается в Госдуме. Несомненно, глава государства поставит перед парламентариями и Правительством задачи в этой области.
Олег ПАНТЕЛЕЕВ, член СФ от администрации Курганской области: Путин должен высказаться о переселенцах и беженцах
Меня, заместителя председателя Комитета по делам СНГ и представителя Курганской области, граничащей с Казахстаном, не могут не волновать проблемы соотечественников, прибывающих в Россию. Федеральный закон "О вынужденных переселенцах", принятый в 1993 г., так и не заработал. Государство, которое десять лет назад заявило о готовности предоставить право на труд и жилье своим согражданам из стран СНГ, по сути, расписалось в собственном бессилии. Переселенцы и беженцы, прибывшие и продолжающиеся приезжать из республик Содружества, становятся изгоями на родной земле. Их не обеспечивают ни жильем, ни работой, отказывают в получении гражданства. Я хочу, чтобы в Послании была четко сформулирована позиция государства в этом вопросе. В закон 1993 г. необходимо вносить поправки и изменения.