Первоочередные задачи религиозной политики

Государственный статус православия

Переоценить значение Православной Церкви в истории России невозможно.

Православная Церковь создала русскую Нацию и русское Государство, со времен Крещения Руси она остается сакральным и институциональным центром русского национального бытия. Сохранив всю полноту православной догматики, на протяжении всей отечественной истории Русская Православная Церковь занимала активную политическую позицию. Именно потому, что эта позиция была основана на византизме, то есть идее Симфонии, она в редких случаях напрямую противоречила Государству. Церковь не раз спасала Государство, мобилизируя духовные силы Нации, но в периоды стабильности Церковь никогда не выступала как "оппозиционная партия", претендующая на автономное политическое господство. Свое историческое бытие Русская Православная Церковь всегда связывала с бытием российской государственности. Именно благодаря этому Церковь сохранила свое влияние на политические процессы, именно поэтому с разложением советского строя именно Церковь осталась важнейшим оплотом национального единства.

На сегодняшний день в ведомстве РПЦ МП, по данным ее официального сайта, находится более 23 тысяч приходов. По самым разным социологическим данным, количество православных, то есть крещенных в РПЦ МП граждан России, составляет не менее 80%. Это число примерно соответствует общему проценту этнических русских от всех граждан России, хотя не все русские — православные, как и не все нерусские — неправославные. Из этого можно заключить, что Российская Федерация (пока еще, во всяком случае) — мононациональная и моноконфессиональная страна. Однако необходимо напомнить, что официальный юридический статус РПЦ МП в России ничем не отличается от статуса любого религиозного образования: по нашей либеральной Конституции, наспех сшитой со случайных европейских образцов. Церковь в России отделена от Государства и лишена всяких привилегий. На правовом уровне РПЦ МП находится в открытой конкуренции с любой новоявленной сектой или партией. И это при том, что только РПЦ МП является единственным религиозным институтом на территории России, для которого российская государственность представляет собой безусловную ценность.

При этом противники клерикального влияния утверждают, что реально наша Церковь вовсе не отделена от Государства, а находится в привилегированном положении. Более того, Церковь обвиняют в том, что она стремится "захватить власть" в стране, занять место КПСС, стать новой "правящей партии". Что можно сказать на эти обвинения? Во-первых, коль скоро Российское Государство осознает себя Российским, оно всегда будет сохранять особые, неформальные отношения с РПЦ МП. Во-вторых, Русская Православная Церковь в России действительно претендует на роль руководящего и направляющего идеологического органа. Для православных не Церковь отделилась от Государства, а Государство само себя отделило от Церкви.

Ввести в Конституцию закон о Православии как государственной религии и РПЦ МП как единственном институциональном воплощении этой религии — вот что необходимо сделать в первую очередь ради подлинного возрождения как Церкви, так и самой российской государственности. Без этого положения РПЦ МП, каких бы успехов в своем влиянии на население России не достигла, так и останется "конкурирующей фирмой", уравненной в правах со всеми остальными религиозными организациями. Вопрос о государственном статусе Церкви — это центральный вопрос для всей церковной политики.

Церковь должна занять свое место в сфере образования и СМИ. Если бы Православие было государственной религией, то вопрос о введении в средней школе Закона Божия и о предоставлении Церкви федеральной кнопки на ТВ решился бы сам собой.

Но что же мы видим в нынешней ситуации?

Безусловно, конечной целью Церкви в отношении всеобщего среднего образования является введение "Закона Божия", как это и было в русских гимназиях в досоветскую эпоху. Вряд ли можно сказать, что из этих гимназий выходили религиозно нетерпимые и неадекватные своему времени люди. "Закон Божий" не только задавал нравственные основы христианской цивилизации, но и погружал человека в контекст всемирной и русской истории. Однако, не стремясь именно к такому радикальному варианту — возвращению "Закона Божия", — Церковь предложила ввести в среднюю школу совершенно светский культурологический предмет "Основы православной культуры" (ОПК). Как преподаватель культурологии в московском вузе, автор этой статьи должен признаться, что гуманитарный уровень современных выпускников катастрофически низок. Поэтому введение этого курса могло бы качественно исправить ситуацию, укрепив нравственное и национальное самосознание молодого поколения новой России.

Однако поскольку РПЦ МП низведена до положения одной из деноминаций, появление даже этого курса оказалось практически невозможным. В некоторых школах России по личной инициативе их директоров и преподавателей этот предмет уже был поставлен в общую программу. Но личная инициатива не может быть гарантией всеобщего успеха: в других школах представители иных конфессий и сект преспокойно открывают свои миссионерские курсы, маскируя их под общие гуманитарные дисциплины. В поддержку курса ОПК высказывался министр образования Владимир Филиппов, но стоило прийти новому министру — Андрею Фурсенко, — как проект всеобщего введения ОПК был приостановлен. На наш вопрос о введении ОПК новый министр аргументировал свою позицию общим штампом о "многонациональности и многоконфессиональности" России. Любопытно, что сей ответ министра прозвучал не где-нибудь, а на учредительном съезде пропрезидентского движения "Наши" в Академии Наук РФ. К настоящему моменту Церковь приложила все усилия для того, чтобы курс ОПК появился в средней школе. Сам курс составлен, он имеет несколько альтернативных вариантов, преподаватели подготовлены, вся необходимая инфраструктура для этого уже есть. Последнее слово осталось за Государством.

Точно также в нынешних правовых условиях очень трудно принять решение о предоставлении Церкви федеральной кнопки на ТВ, а также федерального круглосуточного радиоканала и ежедневных печатных СМИ. За пятнадцать лет православные СМИ в России достигли невероятного количественного и качественного развития: выходят десятки сайтов и сотни печатных изданий. Работает радио "Радонеж" Евгения Никифорова, а прообразом будущего телеканала может служить недавно созданный канал "Спас" Ивана Демидова на НТВ+. Однако Церкви нужна именно федеральная кнопка, а не частный телеканал, существующий исключительно на добровольные пожертвования. Если бы РПЦ МП была частной общественной организацией на территории России, каковыми являются многие "альтернативные церкви", состоящие из нескольких человек, то ей можно было бы предложить вести самостоятельную экономическую борьбу за существование. Но РПЦ МП — это институциональная основа русской цивилизации, каноническая территория которой порядком превышает границы бывшего РСФСР-РФ. Предложение Церкви вступать в открытые конкурентные отношения, исходящее из уст идеологов "гражданского общества", означает отказ признавать ее основополагающее историческое значение.

Православный "Opus Dei".

Тысячелетняя история Русской Православной Церкви, ее политический опыт говорят о том, что в современной, тотально кризисной ситуации в России Церковь должна объявить о своей самостоятельной политической линии по спасению страны и, более того, всего мира. Считается, что сравнение Церкви с политической партией занижает ее реальный статус как в обществе, так и в бытии — это правда. Церковь —сакральный Субъект мировой истории. Но как реальная институция, находящаяся в конкретном политическом пространстве и времени, Церковь не может не заниматься политикой.

Разговоры о том, что Церковь не должна становиться политической партией, оборачиваются заявлениями, что Церковь вообще не должна влиять на политические процессы. Такие взгляды закономерны для секулярного или вообще антиправославного сознания, но для православных они неприемлемы. Сегодня наше Государство мало напоминает государство Ивана Грозного, Петра Первого или Иосифа Сталина, чтобы довольствоваться только его могуществом. Сегодняшнее Государство в России слишком слабо, чтобы наша Церковь могла делегировать ему всю сферу политического. Сегодня, в очередной раз в истории России, мы нуждаемся в сильной и самостоятельной Церкви, способной вновь возглавить Нацию на ее пути к подлинному возрождению. Да, эту позицию можно назвать клерикальной, ибо и в самом деле иереи Церкви должны стать в центре национального бытия России.

Однако на данный момент РПЦ МП фактически запретило церковным иерархам напрямую участвовать в российской политике, что на первый взгляд выглядит весьма противоречиво. Но тем самым РПЦ МП открыла путь всем нам — простым мирянам, ревностным прихожанам бороться за ее права и интересы во всем мире. Это означает, что сама Церковь, оставаясь лидером православной паствы, предоставляет именно ей возможность политической активности. Поэтому, если возникновение нового монашеского ордена на базе РПЦ МП по аналогии с Орденом Иисуса в католичестве вряд ли возможно, и к тому же по ряду объективных причин не совсем уместно в Православии, то создание активной гражданской организации, состоящей из мирян, вполне возможно и даже необходимо. Этот своего рода православный аналог католического Opus Dei на базе РПЦ МП имеет безграничные ресурсные и политические перспективы в стране, где свыше 80% граждан пока еще называют себя православными и отсчитывают историю своей страны от ее Крещения. Подобная организация должна иметь надпартийный и многоуровневый характер, а ее деятельность должна включать как конспирологическую, так и широкую публичную составляющую. Последней следует придать подчеркнуто молодежный характер, собственно, работа с молодежью должна быть поставлена во главу угла всей деятельности нашего Opus Dei. Появление такой организации существенно важно еще и по другим причинам:

во-первых, этот проект был бы первым в истории России полноценным воплощением политического Православия, его идеологической основой был бы именно византизм, идея Симфонии и идея православной экспансии, а не чуждые византизму модели типа цезаризма или этнонационализма,

во-вторых, эта структура была бы идеальным аккумулятором для канализации любой общественной активности православной паствы, она бы прекрасно абсорбировала любые параллельные политические проекты на православной основе,

в-третьих, наш "Оpus Dei" мог бы в самых разных формах отстаивать права и интересы РПЦ МП, выступая не от ее имени, а от имени православной общественности, что предоставило бы нашей Церкви неограниченные политические возможности и одновременно защитило ее от прямых обвинений в попытке "захватить власть".

Важно подчеркнуть, что сам проект православного "Opus Dei" может исходить "снизу", со стороны православной общественности, однако, все его действия должны быть согласованы с Московским Патриархатом. Иначе существует риск превратиться в очередную, не дай Бог, полуправославную секту. Отдельные приходы и отдельные православные организации могут добиться очень многого, но если их деятельность не будет координироваться единым церковным центром, они всегда рискуют оказаться обвиненными в "самозванчестве". На сегодняшний день в стране достаточно много православно ориентированных общественных инициатив, способных составить кадровую основу желаемой организации. Среди наиболее известных — Союз Православных Граждан (СПГ), в недрах которого уже вызревают подобные проекты. Однако следует еще раз напомнить, что без решения главной проблемы — признания Православия государственной религией России — и этот проект может стать лишь очередной частной инициативой "гражданского общества", наряду с любыми другими. И введение православного образования в общей средней школе, и обретение Церковью федерального радио и телеканала, и нормальное функционирование грядущего православного "Opus Dei" возможно только при решении центрального вопроса церковно-государственных отношений: признания РПЦ МП государственной Церковью.

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram