Как считает Алексей Арбатов, с точки зрения международного права, судьбу иракской нефти должно определять новое правительство Ирака. «Ведь иракская нефть принадлежит самому Ираку, и распоряжаться ею должен Ирак, - отметил депутат. - Но, учитывая, что Соединенные Штаты установят там свой режим, они, конечно, будут влиять на то, какие страны и какие компании получат контракты на разработку, восстановление и модернизацию иракских нефтяных промыслов. Кстати, модернизация там требуется значительная: по разным оценкам надо будет израсходовать от 30 до 50 миллиардов долларов, чтобы модернизировать промыслы, которые бездействовали в течение последних десяти лет».
Что касается России, то ей, по мнению Алексея Арбатова, не следует ставить нефть во главу угла своей иракской политики. «Это было бы неправильно. Ведь у нашей страны огромное количество своей нефти, она сама является ее экспортером. И лезть сейчас в Ирак, подчинять этому свою внешнюю политику - совершенно неправильный путь, который не принесет России ни экономических, ни политических дивидендов».
Россию, считает Арбатов, пустят к иракской нефти тогда, когда Соединенные Штаты будут заинтересованы во взаимодействии с нашей страной, в надежде, что мы поможем стабилизировать ситуацию в Ираке и во всем арабском регионе. «Тогда России могут открыть дорогу. Пока США такой заинтересованности не имеют, а стоять с протянутой рукой около американских ворот было бы ошибкой».
По словам Алексея Арбатова, нынешняя позиция России по отношению к США после падения режима Саддама Хусейна, выглядит непоследовательной и недостойной. «Это похоже на желание присоединиться к столу победителей и получить с него хотя бы объедки. Никаких благ такая политика нам не даст, а вот авторитет и престиж подорвет».
«Если бы Россия вначале не грозила США применением вето, тогда имело бы смысл делать то, что делается сейчас. Но раз это было, сейчас не надо спешить и суетиться. Суета в политике всегда производит плохое впечатление. Никто, все равно, не подпустит нас ни к каким серьезным блюдам, а объедки подбирать для России недостойно», - заключил Алексей Арбатов.