В интервью ИА «Росбалт» декан факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, профессор Константин Худолей дает свою оценку последствий кризиса вокруг Ирака для России и мира в целом. АПН приводит этот материал с небольшими сокращениями.
Каковы самые важные последствия начавшейся войны?
Прежде всего, произойдет безусловное падение роли ООН. Организация Объединенных Наций появилась как результат Ялтинско-Потсдамской системы 1945 года. Она прекрасно работала в годы «холодной войны» и, безусловно, играла важную роль. Особенно нужно отметить, что это была позитивная роль. Но очевидно, что в условиях кризиса и распада Ялтинско-Потсдамской системы, ООН не смогла в полной мере приспособиться к новым международным реалиям. Поэтому уменьшение ее роли несомненно, хотя пока трудно сказать, произойдет ли ее полное отмирание и создание новой международной организации, или этот кризис пойдет путем достаточно глубокой перестройки ООН. Важен сам факт.
Как может сказаться кризис в Ираке на отношениях США и России?
Есть опасения, что данный конфликт приведет к некоторому их ухудшению. Россия оказалась в достаточно сложном и, в известной степени, двусмысленном положении. С одной стороны, в последнее время наилучшие отношения сложились у нас с США, которые проявили значительно большее, чем ЕС, понимание позиции России по вопросу борьбы с терроризмом в Чечне. США также проявляют большее, чем ЕС, понимание желания России вступить в ВТО. Кроме того, статус великой державы в международных отношениях, который проявился во включении России в «Большую восьмерку», в подписании соглашения с Североатлантическим альянсом и некоторых других моментах, — во многом результат российско-американского сближения.
По ряду моментов позиции России и США оказываются ближе, чем позиции России и ЕС, но по иракскому вопросу Россия оказалась в одной связке с Германией и Францией. А с этими государствами есть весьма значительные проблемы. Напомню, что именно германские депутаты инспирировали обсуждение в Совете Европы вопроса о создании Международного суда для расследования преступлений в Чечне. Этот акт трудно охарактеризовать иначе, чем «недружественный».
ВсЈ это создает для России довольно сложную ситуацию. По большому счету, мы не заинтересованы в том, чтобы выбирать между Европой и Америкой, нам нужны хорошие отношения и с Соединенными Штатами, и с Европейским Союзом. Причем для России крайне желательно иметь возможность посредничества в решении возникающих проблем, мы стремимся уменьшить противоречия, а не играть на них, как это делала советская дипломатия.
Что будет происходить с мировыми ценами на нефть?
Предсказать, как будут развиваться цены на нефть, очень непросто, хотя, скорее всего, на каком-то этапе падение цен произойдет. Однако для России это тоже хороший повод всерьез задуматься над рядом вопросов. Например, стоит ли вкладывать деньги в месторождения нефти в Ираке или лучше истратить их на модернизацию собственных месторождений и добычу нефти?
Стоит ли России связывать свою экономику, как это происходит уже много лет, исключительно с ценами на нефть? Не пора ли подумать о более серьезном стимуле экономического роста и экономического развития? Все это невозможно без еще более глубокой интеграции в мировую экономику, причем не только в энергетическом секторе.
Власти США уже успели предупредить своих граждан за границей, что начало войны против Ирака может совпасть с актами террора против американцев. Насколько это вероятно?
Я думаю, что акция США против Ирака может дать некоторую вспышку терроризма, которая будет достаточно краткосрочной. С точки зрения среднесрочной перспективы, падение режима Хусейна в Ираке ослабит экстремистские силы в мусульманском мире и, скорее всего, приведет к определенному ослаблению терроризма, в том числе и на Северном Кавказе. В известной степени поражение Хусейна создаст большую стабильность и в регионе Центральной Азии, в спокойствии и безопасности которого так заинтересована Россия.
Россия считала войну не лучшим способом решения проблемы Ирака. Как она должна реагировать на начало войны?
России стоило бы подумать о ряде превентивных шагов, чтобы подготовить политическое урегулирование в ряде потенциально опасных точек. В частности, как можно скорее выступать с инициативами по смягчению напряженности на Корейском полуострове. Проблема Северной Кореи по-прежнему достаточно остра в международных отношениях, и после Ирака она может еще более осложниться.
Каков, по вашему мнению, сценарий войны в Ираке?
Если в первые дни американцы все-таки смогут уничтожить иракское руководство во главе с Хусейном, распад режима произойдет очень быстро. Вопрос только в том, чтобы распад режима не привел к началу гражданской войны в Ираке. Разговоры о здешней стабильности предопределены ситуацией, при которой диктатор придавил всех. Однако здесь достаточно сильные религиозные и национальные противоречия, не говоря уже о многих других. Самое сложное в том, как установить контроль над Багдадом — городом, население которого составляет несколько миллионов.
Как долго продлится война?
Скорее всего, недолго. Но Мольтке говорил, что ни один самый хороший план не выдерживает встречи с неприятелем.
И последний, самый простой и самый сложный вопрос. Станет ли эта война началом Третьей мировой?
Нет, вряд ли.