Политолог убежден, что ультиматум Джорджа Буша, потребовавшего, чтобы Саддам Хусейн покинул Ирак, не достигнет своей задекларированной цели: никуда Хусейн не поедет, он будет стоять до конца. Другое дело, что и Буш это прекрасно понимал, поскольку его задача – получить удобный повод для начала ударов, а вовсе не для отвода войск.
Вполне очевидно, отметил эксперт, что и в европейских странах и в странах исламского мира начало войны вызовет резкий всплеск антиамериканских настроений. И если в Европе они пойдут на спад в обозримом будущем, то антиамериканизм исламского мира станет долгосрочным фактором международной политики. Даже проамерикански настроенные лидеры вынуждены будут отдалиться от США, если не хотят, чтобы энергия улиц смела их в пользу более радикальных режимов. Ожидается активизация мусульманских экстремистских организаций, рост мусульманского фундаментализма в целом, всплеск террористических актов. Все это может ударить и по южным границам России.
Однако, по мнению Марка Урнова, куда важнее глобальное следствие войны, – крушение старого миропорядка, в котором ООН играл роль международного арбитра. Даже если Организация Объединенных Наций оправится от удара, нанесенного ей позицией США, и постоянные члены так или иначе решат ее сохранить, то отношение малых стран впредь будет крайне скептическим. Иллюзий ни у кого больше нет. Всем ясно, что уповать на справедливый международный суд нельзя. Показателен пример Северной Кореи – страны, вооруженной до зубов, действительно имеющей оружие массового поражения, но к которой никто не суется, поскольку это может очень дорого обойтись миру. Вывод один: нужно защищаться самим. Таким образом, мы «вползаем» в иной мировой порядок – где международное право заменяется договорным процессом – как если бы у нас в России исчезла Конституция, и регионы договаривались между собой, причем в режиме постоянного недоверия и обмана.
В этой ситуации, считает политолог, нам остается только лавировать и стараться взять на себя роль медиатора, чтобы этот сумасшедший дом не превратился в палату буйнопомешанных. Надо интенсифицировать не только переговоры с Европой, для которой мы можем сейчас стать более значимым партнером, но и с Соединенными Штатами, которые не позже, чем через год поймут, что оставаться в полном одиночестве невозможно. Использовать также свои партнерские отношения с Китаем и Индией. В мире без международного «суда и следствия», без механизмов международного воздействия мы можем добиться роста значимости России как страны и способствовать стабилизации миропорядка.
«И, конечно же, нам следует сделать выводы об увеличении собственных инвестиций в армию в вооружение, в том числе оружие массового поражения. Мы тоже должны быть защищены», - подчеркнул эксперт.