Завершившийся в минувшие выходные визит в Россию министра обороны Индии Джорджа Фернандеса так и не дал ответ на главный вопрос - намерены ли в Дели купить авианесущий крейсер "Адмирал Горшков" или нет. Между тем от этого в немалой степени зависит выживание Российской самолетостроительной корпорации "МиГ", известной прежде всего как производитель самолетов МиГ-29.
В подготовленном "Рособоронэкспортом" пакетном соглашении по "Горшкову" стоимостью 2 млрд. долл. предусмотрено, что индийская сторона закупит около 60 палубных истребителей МиГ-29К, половина из которых будет базироваться на корабле, и половина - на наземном аэродроме. Одновременно в Северодвинске должно пройти переоборудование этого авианесущего крейсера и оснащение его всем необходимым навигационным и прочим оборудованием. Однако Индия вот уже свыше трех лет тянет с подписанием этого контракта. Не удалось договориться с Дели и на этот раз.
Между тем за последние годы РСК "МиГ" фактически полностью остановила серийное производство новых боевых самолетов. Контракты, заключаемые с иностранными заказчиками, в основном выполняются за счет поставок МиГ-29 из наличия готовых машин, хранящихся на авиазаводе в Луховицах, крупная партия которых была произведена в начале 1990-х годов на деньги от поставок в Малайзию. Однако с тех пор новых заказов не поступало, и "микояновцы" распродают теперь эти запасы по демпинговым ценам странам типа Бангладеш и Йемен. Еще одной статьей дохода является продление ресурса МиГ-29, пока еще состоящих на вооружении стран Центральной и Восточной Европы, а также поставка запасных частей и комплектующих. Что же касается модернизации самолетов марки "МиГ", то единственным достижением является контракт на модернизацию 125 единиц МиГ-21бис для ВВС Индии, причем успех был обеспечен главным образом за счет нового радара "Копье", разработанного корпорацией "Фазотрон-НИИР" на собственные деньги.
Как свидетельствует мировой опыт, развитие крупной авиационной корпорации возможно лишь за счет серийного производства новых самолетов и создания перспективных разработок. Что касается последнего вопроса, то РСК "МиГ" утратило перспективы на будущее, проиграв конкурс на разработку российского истребителя пятого поколения - в нем победил АВПК "Сухой". Не помогла даже развернутая гендиректором РСК "МиГ" Николаем Никитиным кампания против руководителя комплекса "Сухой" Михаила Погосяна и включение в штат "микояновских" топ-менеджеров (в качестве штатного лоббиста) генерал-полковника Вячеслава Мелешко, начальника аппарата Минобороны во времена маршала Сергеева. А ожидаемый индийский заказ на 60 МиГ-29К и вовсе является пока что "журавлем в небе". Более того, индийская сторона не скрывает своей заинтересованности к "суховскому" палубному истребителю Су-27КУБ, хотя это и потребует существенной переделки проекта модернизации "Адмирала Горшкова", включая самолетные подъемники и катапульту.
Если же не оправдаются надежды на продажу за границу и последней разработки РСК "МиГ" - модернизированного истребителя МиГ-29MRСА (такая судьба уже постигла МиГ-29СМТ), то уже в ближайшие годы "микояновская" фирма, чтобы выжить, будет вынуждена полностью сосредоточиться на гражданской тематике, отказавшись от производства боевой авиатехники.