Агентство «Новый Регион» распространило интервью, которое губернатор Челябинской области Петр Сумин дал популярному челябинскому аналитическому изданию «74.ru». В нем Сумин рассказывает о своих отношениях со свердловским губернатором Эдуардом Росселем.
Эти высказывания заслуживают внимательной оценки с нескольких точек зрения. Во-первых, памятуя о старых грезах свердловского губернатора об Уральской республике и новых планах Кремля по укрупнению субъектов РФ. А во-вторых, с точки зрения схожести политических карьер двух уральских лидеров - Росселя и Сумина. И тот, и другой не новички в политике, в свое время оба организовали и возглавили собственные региональные партии, Россель – «Преображение Урала», Сумин – «За возрождение Урала». Кроме того, и у Сумина и у Росселя нынешний срок губернаторства – второй по счету, однако и тот и другой собираются переизбираться в третий раз.
Не обидно ли Вам, что довольно часто Челябинскую область сравнивают со Свердловской, мол, наш регион топчется на месте, а северные соседи уходят вперед?
- Это просто некорректное сравнение! Приведу ряд конкретных примеров, где Челябинская область идет на голову впереди Свердловской. Что мы сравниваем? Экономический потенциал Свердловской области значительно больше Челябинской. Это разные совершенно субъекты. У них на миллион населения больше! Тогда уж с Оренбургской хотя бы сравните. И куда соседи ушли вперед? У них есть международный аэропорт. И у нас есть! Но наш аэропорт лучше, и взлетно-посадочная полоса у нас лучше, таких всего две-три в России. Если говорить об инвестициях, сколько приходится на человека, так в Челябинской области этот показатель выше. Если уж на то пошло, то возьмите и посчитайте, сколько за последние шесть лет построено школ у нас в области, и сколько – в Свердловской.
Где-то с год назад я говорил со свердловским губернатором, – мы довольно часто встречаемся, у нас хорошие деловые отношения. Я говорю: «А ты что строишь-то сейчас?» А он: «...не строю». «Да не может быть, ты же строитель!». Не строит.
Еще раз повторю: сегодня Южный Урал – это динамично развивающийся регион со своими проблемами, тяжелыми вопросами. Мы входим в первую десятку регионов страны, а это многого стоит.
По какому показателю?
- По комплексному! Правительство России оценило социальные вопросы, экономические, производственные в комплексе – мы, по-моему, там на седьмом месте. Я не рвусь быть впереди или позади, все это относительно, но когда мы начинаем сравнивать, объекты должны быть сравнимыми.
А можно оперировать такими понятиями как дружба или соперничество между регионами?
Я бы предложил понятие «конструктивное сотрудничество». В России кроме Челябинской области еще 88 регионов. Я же не могу со всеми дружить, обниматься. В Уральском регионе у меня со всеми прекрасные отношения. Но есть отношения более близкие, более конструктивные, потому что нас больше объединяет совместное дело. Возьмем Башкортостан. У нас с западными соседями, наверное, самые тесные отношения – экономические, культурные, национальные. Мы проводим совместные мероприятия, строим совместные дороги. У нас есть договор, и он строго выполняется, это договор не формальный, мы раз в полгода встречаемся, подводим итоги. Подобный договор есть у нас и со Свердловской областью. С Росселем мы сотрудничаем очень серьезно.
Показалось, что между нашими регионами возникло напряжение, когда случился конфликт на «Карабашмеди». И не только с УГМК, но и на уровне губернатор Челябинской – губернатор Свердловской области?
- Какое напряжение? Какие обиды? Что Росселю от меня надо? Ему ничего не надо, это самодостаточный регион, забот хватает. Что мне надо от свердловского губернатора? Тоже ничего. Но мы находим общее дело, общие вопросы, собираемся и их обсуждаем. А то, что там есть: Карабаш, УГМК – разберемся мы. И уже разобрались практически. Но мы молчим на эту тему. Совсем молчим. Один раз сказали свое слово – и все.