Успех 73-летнего лидера Национального фронта Франции Жана-Мари Ле Пена на президентских выборах явился сенсацией лишь на первый взгляд. На деле Ле Пен выступил провозвестником системного кризиса Евросоюза, который станет очевиден уже в ближайшие годы, если не месяцы.
Сегодня можно констатировать, что эйфория завзятых еврооптимистов уходит в прошлое. Осенью, скорее всего, сменится власть в Германии: на смену социал-демократам придут ХДС/ХСС и канцлер-баварец Эдмунд Штойбер, которые настроены в отношении европейской интеграции далеко не так радужно. Уже сегодня в Германии обсуждается альтернативная модель Единой Европы, предполагающая, что Евросоюз должен включать лишь страны севернее Греции и западнее границ бывшего СССР. С приходом Штойбера эта концепция может стать официальной доктриной ФРГ. Есть весомые основания полагать, что следующим премьером Великобритании станет Ян Данкан Смит, нынешний националистический лидер консерваторов (тори). Это, в свою очередь, означает, что Альбион ни при каких обстоятельствах не примкнет к Евросоюзу (в нынешнем понимании этого термина) и не войдет в зону евро.
Как и следовало ожидать, прекраснодушная философия Единой Европы, выпестованная и взлелеянная лидерами бедных стран, французскими левыми и одержимыми комплексом вины экс-руководителями ФРГ, не выдержала первого настоящего столкновения с суровой реальностью. Для самых чистых и цивилизованных держав Европы – Германии, Франции, стран Бенилюкса и Скандинавии - не слишком приемлемой представляется перспектива кормить миллионы пришельцев с солнечного Юга, претендующих на рабочие места. А новые субъекты матери-Европы очень боятся, что мощные старики перевалят все самые острые проблемы искусственного Союза с больной головы на здоровую. Например, в гордой маленькой Латвии количество евроскептиков уже выросло, по данным социологических опросов, до 52%: латыши опасаются, что прозрачные еврограницы позволят прибыть в их страну миллиону – другому нелегальных турок и курдов из Германии. А для государства с коренным населением, не превосходящим 2 млн. человек, это более чем существенно. На фоне пассионарных южан, сметающих все на своем пути, русские псевдоимпериалисты покажутся латышам сущей безделицей: не ровен час, перед лицом курдско-турецкой экспансии латвийские националисты, чего доброго, заговорят еще о возвращении их страны под крыло виртуального СССР. В такой среде, в такой ситуации националисты – протекционисты в Европе не могут не побеждать. Тем более что для любого культурного человека расставание с национальными символами, к которым, бесспорно, относятся франк, марка и гульден, всегда болезненно. Так что социальная база евроскептиков – изоляционистов в ближайшие годы возрастет в геометрической прогрессии.
Нельзя не сказать и о еще одной сверхсерьезной силе, заинтересованной в крахе Евросоюза. Это США. Мировой жандарм спит и видит окончательный крах и Единой Европы, осмеливающейся время от времени перечить заокеанскому хозяину, и выращенной в пробирке валюты евро, которая зачем-то рассматривается как конкурент великому зеленому доллару. Националистические силы европейских стран должны рассчитывать на тайную финансовую и иную поддержку со стороны Вашингтона. И тогда голлистский идеал Европы от Атлантики до Урала окончательно станет утопией.
А Вы говорите – Ле Пен, Ле Пен… Следите лучше за ходом истории.