Заявление Ющенко и Саакашвили — это еще не межгосударственный союз, это только декларация двух президентов о своих политических целях и намерениях. Но декларация очень важная. Тем более важная, что и Ющенко и Саакашвили пришли к власти и удерживают власть, опираясь на массовые политические движения, используя именно такого рода декларации. К этому заявлению необходимо отнестись очень серьезно. Скорее всего, перед нами начало нового большого политического проекта, который возникает в ходе торможения европейской интеграции и как ни один иной международный проект противостоит лидирующей роли России на постсоветском пространстве.
Ющенко и Саакашвили предлагают создать межгосударственный союз, основанный на тех же ценностях, что и Европейский Союз. Обе страны уже получили признание в Европе и США как страны с демократической идеологией. Есть и ясные "сигналы" из Брюсселя о вероятности принятия обеих стран в будущем в состав ЕС. Ценностного конфликта между ЕС и предлагаемым союзом стран Межморья нет. Это — принципиально. Запад в отличие от России обладает очень ясной и сильной идеологией. Никакого отделения "мух" от "котлет" в политике Запада нет. Почти наверняка Запад в виде всех своих основных институций от НАТО до ЕС поддержит создание союза стран Межморья.
После происшедшего торможения в создании ЕС идея создания на восток от ЕС родственного по ценностям союза слаборазвитых стран "витала в воздухе". ЕС с трудом переваривает уже присоединившиеся слаборазвитые восточно-европейские страны. Впереди — вступление в ЕС Болгарии с Румынией, которое усугубит внутренние проблемы Европейского Союза. Украина с Грузией еще долгое время не будут приняты в ЕС. Оттолкнуть же Украину, Грузию, Молдавию и все проевропейски настроенные движения в постсоветских странах Запад не может по все тем же ценностным причинам неотделения им "мух от котлет" и, в небольшой степени в силу опасения нового усиления России за счет этих государств.
Предлагаемый союз, однако, не является временным региональным объединением во имя совместного прорыва в Европейский Союз, это не новая Вышеградская группа. Союз стран Межморья — это новое для ЕС образование: еще один субъект западной цивилизации, который возникает в силу неспособности существующих в западном мире институций обеспечить развитие принявших западные ценности стран.
Союз стран Межморья — это не ассоциация для "цивилизованного" раздела советского наследства, как СНГ или ГУАМ. СНГ или ГУАМ — образования идеологически связанные со старыми советскими спорами и старыми элитами, это слабые ассоциации бюрократического, не очень идеологизированного толка. Уже в самих терминах, которые использовали в своем заявлении Ющенко и Саакашвили идет отсылка к главному проекту националистических движений Украины, Беларуси, советской Прибалтики конца 80-х — начала 90-х годов: к созданию Балтийско-черноморского содружества (БЧС) или, как чаще принято говорить в Украине, союза стран Межморья.
В свое время именно идея БЧС позволили всем националистическим движениям остановить в этом регионе нарастание противоречий по границам, историческим трактовкам, этническим меньшинствам и не допустить превращения восточной Европы в новые Балканы. Однако в начале 90-х годов идея БЧС не удалась: Украина и Беларусь под внешним давлением были вынуждены отказаться от доставшегося им после распада СССР ядерного оружия, Германия и Франция стали осью для антинационалистического, либерального по идеологии Европейского Союза, страны Межморья устремились в ЕС и НАТО.
Заявление Ющенко и Саакашвили как политиков правых и националистических возрождает идею именно националистического сообщества стран, а не предлагает создать новую нежизнеспособную постсоветскую ассоциацию, типа СНГ. Новый БЧС, разумеется, конструируется в новых условиях. Украина сейчас не обладает ядерным оружием и не может стать ядерным основанием системы безопасности нового союза. Наоборот, членство в сильных ЕС и НАТО — цель, к которой стремятся страны потенциального союза. Новый восточноевропейский национализм в целом модернизировался в либеральный национализм, в основном отойдя от своего весьма мракобесного полунацистского наследия межвоенных лет.
Тем не менее, некоторые компоненты восточно-европейской националистической идеологии никуда не исчезли. Настороженное отношение к России и стремление развить свои культуры на базе национальных языков, продолжение дерусификации в культуре — видимо, основные из них. Идея союза стран Межморья — это в значительной степени антирусская идея.
Геополитическая ориентация предлагаемого союза в заявлении прописана ясно: совместная политика относительно сырьевого транзита в Европу из России, региона Каспийского моря, и, видимо, при каких-то обстоятельствах — из Ирана. Тут все понятно. К этому можно добавить не прописанное, но неизбежное: использование имеющегося доступа к экономическому пространству ЕС и доступа к экономическому пространству России. Можно смело рассчитывать на жизнеспособность геополитической и экономической системы предлагаемого союза.
Каковы могут быть ближайшие шаги для созданию такого союза? Сегодня заявленная идея Ющенко и Саакашвили — это идея в общем украинского блока, нацеленного на стимуляцию оранжевых революций на постсоветском пространстве. У этого "блока" есть естественные идеологические противники: Беларусь, Приднестровье, в некотором смысле — Россия. Однако после выборов в Польше стоит ожидать определения по отношению к этой идее со стороны Польши. Польша имеет свою традицию лидерства именно в регионе стран Межморья. Польша — важный член ЕС. Конечно, у Польши нет в руках такого аргумента как украинский оранжевый энтузиазм и память про свою атомную бомбу. Но если осенью в Польше придут к власти правые, а это очень вероятно, скорее всего Польша может в какой-то степени поддержать предлагаемый союз стран Межморья и стать главным мостиком между этим союзом и ЕС. Тогда можно ожидать интеграции в союз стран Межморья и стран Балтии. Видимо, интеграция Украины, Польши, стран Балтии произойдет в ходе белорусского кризиса 2006-го года.
После польских выборов и в ходе нарастающего белорусского кризиса Украина пройдет через важную предвыборную парламентскую кампанию, где победа противников Ющенко кажется не очень вероятной. Видимо, в ходе украинской предвыборной кампании и особенно наступающей зимой Украина и РФ вступят в схватку по всему комплексу газовых тем. Наверняка страны старой Европы займут несколько благожелательную для России позицию. В результате схватка почти наверняка укрепит союз стран Межморья.
Очень скоро через период политической нестабильности в ходе своих выборов пройдет Казахстан. Если в Казахстане пройдут трансформации оранжевого толка, тогда сложно представить себе, что сможет воспрепятствовать появлению в восточной Европе в течение нескольких лет устойчивого союза стран Межморья, предложенного Ющенко и Саакашвили. Конечно, Лукашенко в Беларуси почти наверняка удержится у власти. Тем самым может быть отсрочена интеграция в этот союз стран Балтии, и Россия не столкнется с единой политикой стран Межморья относительно ее сырьевого экспорта. Белорусский транзит будет по-прежнему ослаблять антироссийский потенциал Польши и вообще восточной Европы. Нельзя даже исключать и примирения Польши с Беларусью после польских выборов и попытки Польши вести свою игру с Россией хотя бы посредством улучшения отношений с Беларусью.
Но это уже детали. Главное: у всех политических процессов в восточной Европе, Закавказье, Кавказе, Средней Азии, в России после заявления Ющенко-Саакашвили появилось новое "измерение", появилась новая политическая форма выражения своих симпатий к "западным" ценностям вместо нереальной ныне идеи быстрой интеграции в ЕС — идея союза стран Межморья. Стабилизация становящейся все более взбудораженной политической ситуации на постсоветском пространстве также нельзя найти в бюрократических или силовых формах конфронтации. Пока еще не очень поздно, еще есть время выстроить общественный диалог между Россией и странами потенциального союза стран Межморья. Примирения в потенциальном долговременном конфликте, который созревает на наших глазах, надо искать в ценностной сфере, в рамках общего ценностного уровня, таковой все-таки еще есть. Ведь перед нами еще не межгосударственный союз, еще не новый НАТО, пока лишь очень важное заявление харизматичных лидеров харизматичных движений.