На фоне скандала, вызванного намерением Кремля отнять у фракции и КПРФ 8 постов председателей Комитетов Госдумы, никто не обратил внимания на странную вещь: главная статусная пропрезидентская сила – «Единство» – не получает от передела ровным счетом ничего. Основные выгодоприобретатели – фракции ОВР и СПС: вроде как оппозиционные Кремлю правые и вовсе должны получить посты глав ключевых комитетов – по экономической политике и предпринимательству и по труду и социальной политике. Фактически, от смены руководства большинства думских структур выиграют те политические силы, которым администрация президента до последнего времени не слишком доверяла. Главные проигравшие – КПРФ и «Единство», то есть столпы думского большинства образца января 2000 года. Тогда, напомним, «красно-бурое» большинство считалось супердостижением кремлевских мудрецов и лично заместителя руководителя администрации президента Владислава Суркова.
Вопрос: почему именно сегодня Кремль разочаровался в легко управляемый (на первый взгляд) «красно-бурой» конструкции и решил поддержать «малых сих» – малочисленные фракции, которые еще недавно «за стеной» демонстративно не принимали всерьез? Неужели в глубине политдуш Александра Волошина / Владислава Суркова взыграла тяга к демократии? или справедливости? Или внезапный приступ антикоммунизма обуял администрацию?
Рискнем предположить, что правильный ответ: нет, нет и нет. Просто летом – осенью 2001 года взлелеянная Сурковым «партия власти» «Единая Россия», равно как и думская фракция «Единство» перешли под контроль конкурирующей политико-аппаратной фирмы, а именно «ленинградской команды» Владимира Путина («Северного альянса»). Влияние же Волошина и Суркова на горе-партию резко снизилось. В результате «красно-бурое» большинство – потенциальный альянс КПРФ – «Единство» - из фактора стабилизации кремлевских конструкций превратилось в потенциальный источник угрозы для аппаратного слоя, близкого к «семье» первого президента Бориса Ельцина. В такой ситуации кремлевским топ-мудрецам приходится делать ставку на малые фракции и депутатские группы – они, жертвы победоносной властной агрессии начала 2000 года, теперь призваны сыграть роль противовеса «агрессивно-послушному большинству» образца года две тысячи второго.
Пока жестокая аппаратная борьба на пятачке между Кремлем и Лубянкой продолжается, скучно нам не будет. АПН следит за развитием событий.