При всех достоинствах 53-летнего Сергея Игнатьева он едва ли адекватен роли сменщика 66-летнего Геракла, пользовавшегося большим авторитетом в международных финансовых кругах. Предложив кандидатуру первого замминистра финансов на пост шефа ЦБ РФ, Владимир Путин еще раз продемонстрировал, что не нуждается в ярких личностях и мощных профессионалах, если эти профессионалы не принадлежат к его ближнему кругу и не зависимы от главы государства политико-психологически.
Выдвинув на ключевой пост в финансовой системе государства блеклую креатуру вице-премьера Алексея Кудрина, Путин де-факто сделал предпоследнее предупреждение премьер-министру Михаилу Касьянову. Не секрет, что президент давно тяготится премьером, которого он вынужден называть «Михаил Михайлович» и на «Вы». Другое дело – Кудрин, нареченный брат главы государства, который с начала 90-х годов остается для Путина просто «ЛЈхой». До последнего времени президент не предпринимал реальных шагов в направлении замены Касьянова, так как не был уверен в кандидатуре его преемника. Тем не менее, Путин нередко высказывал раздражение результатами деятельности кабинета и намекал, что Касьянов так и не смог использовать благоприятную экономическую конъюнктуру для обеспечения реального прорыва. Подогревал и подогревает недовольство главы государства кабинетом министров помощник президента Андрей Илларионов, который политически и аппаратно ориентируется на принципиальных оппонентов Касьянова. К тому же хозяин Кремля оказался не слишком доволен внезапно проснувшимися политическими амбициями Касьянова («нового сексуального гиганта»).
То, что Путин отважился таки на увольнение такого гиганта финансовой мысли, как Геращенко свидетельствует: президент перешел-таки психологический Рубикон. Страха перед последними, решительными кадровыми перестановками уже нет. А фаворитом в борьбе за кресло премьера становится именно Алексей Кудрин. Вполне вероятно, что смена правительства будет приурочена ко второй годовщине пребывания Путина на посту президента страны и, соответственно, случится в конце марта – начале апреля. Во всяком случае, Владимир Путин если и уволит правительство, то весной-летом, а не в преддверии очередной тяжелой зимы: возлагать на новый «братский» кабинет ответственность за неизбежный провал отопительного сезона президент не станет. Так что если Касьянов паче чаяния дотянет в премьерском кресле до августа, то быть ему главой правительства по меньшей мере до следующей весны.
Кандидатура Алексея Кудрина на пост премьера в целом устраивает и «ленинградскую команду» Путина («Северный альянс»), и председателя Счетной палаты Сергея Степашина. Большинство олигархов склонны считать Кудрина человеком бессмысленным и излишне медлительным, но и у них нынешний глава Минфина не вызывает однозначной идиосинкразии. Так что проблем с одобрением преемника Касьянова Госдумой и неформальным «конклавом лоббистов» не предвидится.
Впрочем, в ближайшее время могут возникнуть и другие кандидаты на пост главы правительства. Ибо душа Владимира Путина – не потемки, но адская кромешная тьма.