С одной стороны, отмечает эксперт, претензии премьер-министра на президентство, в принципе, естественны. Но до их реализации – еще шесть лет. Ясно, что на выборах 2004 года Путину ничего не угрожает: трудно представить, что должно произойти в стране, чтобы через два года его не избрали.
Но размышлять о президентстве сегодня может любой гражданин старше 35 лет. Другое дело - действовать. Любые действия сейчас, о чем рассказывает АПН, – это фальстарт.
Сейчас, по мнению политолога, Касьянов может только укреплять свои позиции, в надежде, что к 2008 году он, - при помощи политтехнологов, - сумеет убедить Путина сделать его своим преемником. Такие шансы у него есть.
Но реализовать их, полагает Дискин, вряд ли удастся. Дело в том, что бэкграунд и навыки Касьянова как управленца делают его малопригодным для решения задач, которые будут стоять перед страной через шесть лет. Он финансист и тесно связан с мировой финансовой элитой. России же предстоит не финансовая, а экономическая реформа – полная модернизация экономической структуры.
Кроме того, грядет ухудшение геополитической ситуации. Трудности на юге и востоке страны будут нарастать. Президент по российской конституции – Верховный главнокомандующий. Но геополитическая и военная стратегия – явно не являются сильными сторонами Касьянова.
Вспомним и то, подчеркнул эксперт, что при всей публичности премьер ни разу не был избран ни на одну должность, его всегда назначали. Между тем взыскательность российского избирателя растет. Известно, что многие проблемы Путина от того, что он также не имеет опыта публичной политики. Очевидно, что следующий претендент на президентский престол должен быть куда более публичной фигурой.
Не улучшится в глазах избирателей и образ первого российского президента. Россияне еще долго будут помнить, что сделали со страной Ельцин и его ближайшее окружение. И Касьянову как человеку связанному с ельцинской «семьей» будет довольно трудно смыть это «родимое пятно». К тому же, об этом будут наверняка регулярно вспоминать его противники.
По мнению Дискина, все это, плюс сопротивление «северного альянса», делает весьма призрачными шансы Касьянова стать следующим российским президентом, даже если он приложит максимум усилий для завоевания симпатии и доверия нынешнего российского лидера. На открытую же борьбу с Путиным не отважится сейчас никто, даже если за спиной будет стоять по-прежнему могущественная «семья». Как говорил сам ВВП, «кто нас обидит, тот двух дней не проживет». Пытаться убедить его – возможно, заставить – нет.