Окончательно встал столичный Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК). Точку поставило АО «Мосэнерго», за хроническую неуплату полностью обесточив гиганта отечественного автопрома. Но автор этих строк практически не сомневается, что покойник будет реанимирован. Вопреки логике рыночной экономики. Вопреки мнению отечественных потребителей, проголосовавших рублЈм не в пользу АЗЛК.
Наиболее вероятный сценарий заключается в том, что это предприятие из федеральной собственности перейдЈт в собственность города Москвы. И потом московская бюрократия примЈтся «спасать завод». Спасение кого-либо или даже чего-либо сердобольными россиянами всегда бессознательно воспринимается как благородная миссия. И лишь очень немногие станут бурчать, что вся эта благотворительность будет происходить так или иначе за счЈт города, за счЈт всех москвичей. Напомним, что правительство Москвы уже спасало другой аналогичный завод – ЗИЛ. Злоехидные люди по этому поводу сочинили рифму: «Москва без ЗИЛа – что тонущий без грузила».
И на сей раз, думается, ничто не остановит высокопоставленных столичных чиновников, которые вкупе с «дружественным бизнесом», уподобившись Чипу и Дейлу, спешат на помощь. Ибо «спасение» чего-то большого, что дорого россиянам как память, - это всегда лишь реализация чьих-то грандиозных бизнес-планов. А, попросту говоря - повод, выражаясь по старинке, «скоммуниздить». То есть, по-новому, – «спротекциониздить». (Разумеется, это вовсе не означает, что государство должно бросать на произвол судьбы любое предприятие. Если речь идЈт о наукоемком, перспективном или действительно социально значимом объекте, - протекционизм, бесспорно, необходим).
Подтверждением этой версии может служить недавнее выступление в эфире радиостанции «Эхо Москвы» Александра Ремизова – бывшего руководителя «Мосэнерго», тесно связанного со столичной мэрией. По мнению Ремизова, ликвидировать это, доказавшее свою несостоятельность, предприятие нельзя, ибо в противном случае может произойти «социальный взрыв».
Качество «Москвича» известно всем автомобилистам ещЈ с советских времЈн. И создание «Святогора» с добавлением относительно мощного двигателя Renault ситуацию принципиально не изменило. Конструктор «Сделай сам» – так называют эту машину автолюбители. Конечно, и у «Москвича» есть какое-то количество поклонников, но не следует никогда забывать, что некачественный автомобиль – это, прежде всего, угроза безопасности всех участников дорожного движения, в том числе пешеходов. То есть за поддержание отечественного товаропроизводителя приходится платить не только деньгами, но и кровью - в самом буквальном смысле этого слова.
Разумеется, это, по большому счЈту, касается всего отечественного автопрома. Один видный думский деятель левого толка, всю жизнь защищавший «реальный сектор», ознакомившись с новинками «ГАЗа», в сердцах выпалил своим помощникам: «Нам в Думе впору принять закон, который бы запрещал производить автомобили в России». Конечно, автомобили в России не перестанут производить ещЈ долго, покуда россиянам (да и жителям развивающихся стран) будут по карману только они. Но АЗЛК снискал репутацию худшего из худших. Если кому-то такая характеристика покажется необъективной, он может зайти на любой автолюбительский веб-форум и поинтересоваться мнением о «Москвиче».
Самое отвратительное в этой ситуации – крокодиловы слезы по поводу судьбы трЈх с половиной тысяч работников АЗЛК. Завод, слава богу, расположен в Москве, а не в Усть-Тараканске, и градообразующим предприятием его никак не назовЈшь. В отличие от депрессивных регионов, в Москве дефицит трудовых ресурсов. По официальным данным, в российской столице 70 тысяч вакансий. Так что те, у кого руки из правильного места растут, в нашем городе не пропадут. Автослесарь – очень востребованная профессия. И чинить «Москвичи» в нашем городе ещЈ долго потребуется. У кого руки не из правильного места растут – те тоже не пропадут. Ибо и неквалифицированный труд в столице пользуется спросом.
Так что самым социально справедливым, разумным и законным решением было бы ликвидировать АЗЛК, продать всЈ, что можно, чтобы по возможности выплатить работягам задержанную за два-три месяца зарплату и предусмотренные законом выходные пособия. И не множить далее свои финансовые и моральные обязательства перед рабочим классом! Можно даже поступить проще. Открыть склады и раздать трудящимся в счЈт зарплаты всЈ, что там есть. Если, конечно, трудящиеся ещЈ раньше не сообразили самостоятельно провести подобную реструктуризацию.
А если кто-то скажет про то, что ветеранам, дескать, обидно расставаться с предприятием, то можно напомнить обсценную частушку. Образчик народного творчества ещЈ тех советских - брежневских времЈн.
Гудит, как улей, родной завод. А нам-то х...ля? Е...сь он в рот!