Владимир Путин: шоу «Последний мудак»

Освободив сегодня от должности вице-премьера - куратора реального сектора экономики известного питерского промышленника Илью И. Клебанова, президент России Владимир Путин сделал очередной шахматный ход в партии по восстановлению сбалансированной системы сдержек и противовесов в исполнительной власти. Такую точку зрения изложил АПН источник в президентских структурах.

Как неоднократно сообщало АПН, Илья Клебанов стал в 1999 году заместителем председателя правительства благодаря лоббистской поддержке со стороны своего главного покровителя - владельца Промстройбанка (Санкт-Петербург) Владимира Когана: супруга тогдашнего премьера России Сергея Степашина Тамара работала и работает в этом банке одним из топ-менеджеров. Прочные связи Владимира Когана с Владимиром Путиным, чей официальный личный счет открыт именно в Промстройбанке (СПб), позволили Клебанову сохранить свой пост и после скоропостижного увольнения Степашина. По информации источника АПН, Клебанов остался близким соратником экс-премьера, возглавившего впоследствии Счетную палату РФ, и в последнее время подыгрывал палате в ее борьбе против правительства Михаила Касьянова. Премьеру Касьянову это, естественно, не нравилось. Клебанов вполне мог лишиться вице-премьерского поста еще год назад, однако Владимир Путин поручил тихому и незлобливому ставленнику дошлого Когана выполнение особо грязной работы: вице-премьеру пришлось стать формальным инициатором отставки двух своих подопечных по правительству, министра по атомной энергии Евгения Адамова и главы МПС Николая Аксененко. После падения Адамова и Аксененко Клебанов был сочтен сделавшим свое дело и могущим смело уходить. Следует заметить, что назначение Александра Румянцева главой Минатома и Геннадия Фадеева - министром путей сообщения привело к резкому росту прямого влияния Промстройбанка (СПб) в этих отраслях, в связи с чем передаточное звено в лице Клебанова оказалось более не нужным.

Стремительной карьере неприметного некогда Ильи Клебанова способствовало внимание со стороны Бориса Ельцина: в 1997 году в радиообращении к нации первый президент России назвал Илью Иосифовича одним из лучших менеджеров страны и примером для подражания. (В то время Клебанов был генеральным директором легендарного питерского объединения ЛОМО, количество работников которого за годы руководства будущего вице-премьера сократилось с 20.000 до 700). Высочайшая благосклонность позволила Илье Клебанову в том же 1997 году стать первым вице-губернатором Санкт-Петербурга. На этом посту Клебанов запомнился отчаянным отстаиванием интересов некоторых столичных олигархов, в частности, ФПГ "Интеррос", которая обрела контроль над крупнейшими питерскими предприятиями "Электросила" и ЛМЗ. Однако в администрации северной столицы политико-аппаратный рейтинг экс-гендиректора ЛОМО был весьма невысок: достаточно сказать, что влиятельный ныне кремлевский политтехнолог Алексей Кошмаров, тогда - правая рука губернатора Владимира Яковлева, почти открыто называл Клебанова "мудаком". Этот идентификатор прочно закрепился в неофициальной протокольной практике за лучшим, талантливейшим менеджером нашей эпохи.

Невысоко оценивали IQ Ильи Клебанова и в федеральном правительстве. Вице-премьер надоел даже креатурам самого Владимира Когана: так, министр связи Леонид Рейман, известный своей близостью все к тому же Промстройбанку, неоднократно высказывался в том духе, что без Клебанова реформы реального сектора страны были бы гораздо более быстрыми и напористыми. Точку зрения Реймана разделяли давние знакомцы Путина по внешней разведке, руководители «Рособоронэкспорта» Андрей Бельянинов и Сергей Чемезов. Но особо существенную роль в увольнении правительственного куратора ВПК сыграл заместитель руководителя кремлевской администрации по кадрам генерал ФСБ Виктор Иванов: еще весной минувшего года Путин поручил ему заниматься проблематикой ВПК, и позиция Иванова со временем кардинально разошлась с позицией Клебанова в ряде вопросов и проектов, в частности, в скандальной эпопее с включением НПО «Алмаз» в состав ФПГ «Оборонительные системы». Клебанов стоял на стороне «Оборонительных систем» и заинтересованного в судьбе ФПГ «Интерроса», генерал Иванов же поддерживал руководство «Алмаза», видавшего «Оборонительные системы» в гробу и отстаивавшего свою самостоятельность. В аппаратной войне с Клебановым Виктор Иванов опирался на традиционных союзников во главе с одним из самых близких к Путину людей – Игорем Сечиным.

Формально с сегодняшнего дня МПС, Минатом, Минсвязи, агентства по вооружениям и боеприпасам и другие ведомства "реального сектора" подчинены напрямую Михаилу Касьянову. Однако это не отражает нового расклада сил в строительстве: источник АПН не исключил, что преемником Клебанова на вице-премьерском посту вскоре станет Леонид Рейман, зарекомендовавший себя как азартный бизнесмен с высоким уровнем быстродействия мыслительной машины. Впрочем, если ген. Иванов захочет напрямую рулить отечественным ВПК, новый вице-премьер по реальному сектору, вероятно, вообще не будет назначен.

Дополнительные подробности - в следующих сообщениях АПН.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram