Коллега Юрий! Прочитал Ваш материал "Знак ВТО на груди у него" и не смог не ответить. Простите за запоздалую реакцию, мы, экономисты, народ неспешный, сталкиваясь с новой проблемой, с выводами не торопимся. Нам надо вникнуть, почитать и подсчитать, а потом уже выдавать свое мнение "на-гора". А то скажешь что-нибудь не то, так тебе потом долго припоминать будут. На изучение темы меня подтолкнула простая мысль: что-то не докрутили Вы, Юрий, не досказали что-то. Не вникая в вольности пересказа цитат и отдельные смысловые огрехи, не до конца понятным остался смысл публикации, который, на мой взгляд, звучит так: в ближайшее время вступать в ВТО России нельзя. Обоснованию этого тезиса я и посвящаю свое письмо.
Кто спешит?
Россия никуда не спешит, спешит Президент. Особенности вступления таковы, что принципиальное решение о приеме принимается на Генеральном совете, который в полном составе собирается крайне редко (в ВТО сегодня 148 государств и еще 30 на подходе). Так называемый Уругвайский раунд заседал с 1986-го по 1994 г., Доха-раунд был открыт в 2001 г., а ближайший, Гонконгский, откроется в середине декабря этого года. Если нас примут (для этого нужны подписанные протоколы о присоединении со всеми заинтересованными в торговле с нами странами), то в течение 2 лет мы будем должны ратифицировать все ВТО-шные соглашения и только тогда окончательно вступим в члены. Путинский срок заканчивается в 2008, до этого времени других Генеральных советов точно не будет, вот и стремимся туда, сметая все преграды и действуя в ущерб себе, лишь бы остаться в истории.
История вступления
В ВТО мы вступаем с 1993 года, когда ВТО еще не было, а было ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле). ВТО на базе ГАТТ позже образовалось, и датой рождения считается 1 января 1995 г. Хотя по большому счету присоединиться к ГАТТ мы могли еще в середине 80-х, но тогда "благодаря" нашему закадычному "другу" Рейгану, у нас ничего не получилось. Впрочем, статус наблюдателя в конце 1990-го года мы все-таки получили. Россия его со всем остальным добром унаследовала.
С 1993 г. кого только мы не видели на конференциях и семинарах: М.Фрадкова, С.Глазьева, покойного ныне Г.Габунию и здравствующего М.Медведкова. С 1995-го по 1998 г. мы "знакомили" мировую торговую общественность с особенностями российского законодательства и внешнеэкономической деятельности, в 1998 г. была создана рабочая группа по приему, и за семь лет мы подписали протоколы о присоединении только с 18 странами из 46 по торговле, и с 10 из 25 по услугам. Так что шансов у нас практически нет, если только все не бросить и не начать в спешном порядке отдаваться всем, кому только можно.
Плюсы
Плюсы от вступления, безусловно, имеются и заключаются они в том, что мы присоединимся ко второй по значимости и численности после ООН организации, сможем более эффективно торговать на внешних рынках, устранится большинство из санкций и ограничений, применяемых по отношению к нам со стороны 46 разных стран.
Но что умилило, Юрий, я пошел по одной из Ваших ссылок и прочел замечательное высказывание И.Юргенса: "Этот шаг позволит открыть для российского бизнеса ряд мировых рынков и признает, таким образом, зрелость нашего бизнеса в глобальном пространстве". Как Вам такое? Оказывается, в Молдове или в принимаемой в декабре Тонго (основной бизнес — продажа гражданства) зрелый бизнес, а у нас "зеленый"? Какие еще рынки, нужные нам, для нас не открыты? И станет ли "нашему бизнесу" лучше, если он потеряет рынки внутренние?
Но самое главное — это количество нянек, которые вдруг обнаружились у "нашего бизнеса". Народ давно и искренне считает, что няньками для коммерсантов являются прокуратура, суд, налоговики, бандиты, подогретая пресса и бюрократия. А оказывается, для окончательного перехода в "зрелость" нам ВТО не хватает! Интересно, а самих бизнесменов спрашивали на тему "так ли вам необходимо вступление в ВТО или все ж таки сначала с беспределом внутри страны надо разобраться"?
Минусы
Главный минус заключается в том, что как политически и экономически слабое государство, раздираемое снаружи и изнутри проблемами, перекосами и беззаконием, мы не можем противостоять "глобализаторам": США, ЕС, Японии и Канаде. А ведь эти страны как будто специально для нас придумали новый вариант вступления: если раньше достаточно было перевести все нормы на родной язык и принять их в качестве национальных законов (Бразилия) или просто заявить о верховенстве соглашений ВТО в случае, если национальных законов нет (Япония), то сегодня введена формула "ВТО плюс обязательства". "Обязательства" эти Вы расписали.
О той постыдной роли, которая уготована нам при вступлении, говорит хотя бы то, что американцы по итогам Уругвайского раунда (напомню — середина 90-х) определили, что "любое из положений соглашений Уругвайского раунда,…если они не соответствуют любому закону США, не должны иметь силу". А это как Вам? Мы тужимся, законодательство меняем, в случае принятия в декабре нам нужно будет перелопатить всю нормативную базу субъектов Федерации, а главные в мире "глобализаторы"… просто всех послали.
А теперь почитайте некоторые положения ВТО.
"Все платежи и сборы … не должны представлять собой косвенную защиту отечественных товаров или установление налогов на импорт или экспорт в фискальных целях" (ГАТТ-1994, ст.VIII, 1).
"Каждый член ВТО предоставляет свободу транзита через свою территорию по маршрутам, наиболее пригодным для международного транзита" (ГАТТ-1994, ст. V, 2).
"Товары, следующие транзитом, "освобождаются от уплаты таможенных пошлин и от всех транзитных и других сборов…" (ГАТТ-1994, ст.V, 3).
"Каждый член ВТО должен иметь или учредить судебные, арбитражные или административные трибуналы или процедуры для быстрого пересмотра или исправления административных мероприятий, касающихся таможенных вопросов. Такие трибуналы должны быть независимыми от органов, на которые возложено осуществление этих мероприятий, и их решения должны выполняться такими органами" (ГАТТ-1994, ст.X, 3 (в)).
Внешняя экономика
О том, в каком незавидном положении мы сейчас находимся, говорят цифры экспорта и импорта за прошлый год.
Экспорт. Из 181,5 млрд. долл. экспорта за 2004 г. экспорт из вымени составил: нефть и нефтепродукты — 49,7%, металлы — 18%, природный газ — 11,5%, каменный уголь — 1,5%. Итого 80,7%. Остальное — машины и оборудование, а ядерный реактор — тоже "машины и оборудование" (8%), химическая промышленность (7,6%), минеральные удобрения и много чего еще по мелочи.
Импорт. Из 75,6 млрд. долл. импорта за 2004 год закупка машин и оборудования (прежде всего автомобилей) составила 45,7%, продовольственных товаров — 21,5%, продукции химической промышленности — 12,1%.
То есть продаем мы невозобновляемое сырье, а закупаем жратву и железяки, срок службы которых не больше 10 лет.
Вот такие мы сегодня. Естественно, что весь мир хочет выжать из нас максимум того, что еще осталось. Отсюда и условия о контроле над трубопроводной системой, и совместная разработка месторождений, и открытие рынка транспортных услуг. А как же "угнетение" финно-угорской и саамской групп (ханты, манси, чувашей, коми и других)? Да в том то и дело, что регионы, где эти народы являются титульными, обладают стратегическими запасами нефти и газа.
Ситуация хуже, чем у нас, за последние годы была только у китайцев. И что они сделали? Растянули процесс на 15 лет! Только в конце 90-х, когда все заговорили, что Китай через 25 лет станет крупнейшей экономической державой, они спокойно решили все спорные вопросы и в 2001 году вступили на выгодных для себя условиях.
Мнения
Вот что действительно пугает — так это то, что из известных в стране специалистов на эти темы никто или не высказывается, или говорит вещи, мягко скажем, непродуманные.
Выказывание А.Кудрина, приведенное в Вашей, Юрий, статье о том, что "Россия должна занять свою нишу в международном разделении труда и выйти на зарубежные рынки" прокомментировано предыдущим разделом. Мы уже вышли и заняли… Проблема в том, как.
В одной из сетевых газет недавно появилась программная (по объему) статья В.Мау, где он призывает уменьшить налоговую нагрузку на экономику и одновременно увеличить расходы на социальную сферу, прежде всего, как представляется, на выплату пособий и переучивание безработных. Пение дифирамбов существующей власти переплелось с грядущими изменениями в бюджетном устройстве страны.
Но как расценить мнение уважаемого коллеги С.Глазьева о том, что после вступления в ВТО Россия повторит печальный опыт стран Прибалтики и Восточной Европы, где иностранные банки вытеснили национальные? Россия — не Латвия с Эстонией, которые на машине за полдня проедешь. Есть Сбербанк и Внешторгбанк, есть банки, входящие в ФПГ, а что касается иностранных банков — так они уже здесь. Из всей кредиторской задолженности российских предприятий в 2003 году 45% приходилось именно на иностранные банки. Что же касается страхового рынка — то российские мошенники с нетерпением ждут прихода иностранных страховщиков. Те о наших схемах еще ничего не знают, мы их без единого выстрела разорим. А если говорить серьезно, то вообще-то приход иностранного капитала — один из немногих плюсов возможного вступления. Сколько можно в валенках и ушанке обналичивать? Пора переходить на цивилизованные схемы отмыва.
Знаете, Юрий, меня не покидает ощущение, что Россия — страна все-таки заговоренная. Самых страшных, катастрофических несчастий ей удается избежать каким-то полумистическим образом. Ведь фашисты, утрированно говоря, могли в свое время "взять такси" и от местоположения нынешней IKEA за полчаса доехать до Кремля (никого перед ними уже не было). Однако в последнюю минуту что-то случилось и этому помешало. Так произойдет и сейчас — не вступим мы, ибо нам это не нужно.