Бегство капитала остается одним из определяющих факторов развития России.
По официальным оценкам, отток капитала в 1988-95 гг. составил 250-285 млрд.долл.. В 1994-2001 гг. только неофициальный отток достиг 169,8 млрд.долл..
Несмотря на замедление притока валюты в страну (сальдо текущих операций платежного баланса сократилось в 2001 году на 26.1%), неофициальный отток капитала замедлился незначительно – с 22,0 до 21,1 млрд.долл., на 4.1%.
В результате страну покинула значительно большая, чем в 2000 году, доля заработанных средств – 61,7% по сравнению с 19,0%.
Основные причины бегства капитала не изменились – из-за принципиального нежелания государства решать ключевые стратегические проблемы (незащищенность собственности, произвол монополий, деградация депрессивных территорий, разложение госаппарата) субъектам экономики просто некуда вкладывать заработанные благодаря хорошей конъюнктуре средства.
Новые причины бегства капитала:
- усиление коррупции, которая приняла системный, институциональный характер (примеры – новый Закон о приватизации и, возможно, погашение российского долга Чехии через фирму «Фалькон», которая еще может заслужить лавры «новой ФИМАКО», и РАО «ЕЭС России») и весьма существенно превысила ельцинские масштабы (по оценкам бизнесменов, «взяткоемкость» решений российского государства под демагогические разговоры о его дебюрократизации выросла за 2000-2001 годы вдвое); многие государственные решения принимаются исходя из коррупционных побуждений;
- либерализация валютного регулирования, расцененная капиталом как предвестие полной амнистии по всем «шалостям»;
-ухудшение перспектив российской экономики из-за наглядного нежелания государства реагировать на стратегический вызов, брошенный ему удешевлением нефти.
Ухудшение перспектив России связано с ухудшением платежного баланса.
В России стабильно растет импорт: в 2000 году (с учетом услуг) – на 17.8, в 2001 – на 18,5%. Экспорт же, увеличившись в 2000 году на 24.6%, в 2001 уменьшился на 2.1% (в третьем квартале – на 2.4, в четвертом – на 15,6%). В итоге положительное сальдо текущих операций в 2001 году упало на 26.1% (с 46,3 до 34,2 млрд.долл.). Спад рос неуклонно: в первом квартале на 3.4%, во втором – на 13.8, в третьем – на 27.6%, а в четвертом – и вовсе в 2,3 раза.
Снижение притока валюты при стабильном оттоке означает, несмотря на баснословные золотовалютные резервы и внешние займы, разрушительную девальвацию – в зависимости от хода дел, в 2003-2005 годах.
В 2002 году опасность будет иной: рефлекторное ужесточение финансовой политики, по принципу currency board ориентированной на приток валюты. Она и так была чрезмерно жестка, «замораживая» деньги в бюджете (1 октября 2001 года неиспользуемые остатки только федерального бюджета достигли 264,3 млрд.руб.). В ноябре денежная масса сжалась на 0,1% - впервые (кроме январских сокращений) с августа 1998 года. В январе-ноябре 2001 года ее рост - лишь 25.8%, в то время как за аналогичный период 2000 - 42.1, а 1999 года – 39,4%.
Либеральные фундаменталисты хотят, как в 1995-1998 годах, обуздать вызванную не лишними деньгами, но произволом монополий инфляцию ужесточением финансовой политики. Этот курс доказал свою безнадежность (после сентябрьских 0,6% инфляция выросла до 1,1% в октябре, 1.4% в ноябре и 1,7-1,9% в декабре), но может подорвать банковскую систему и вызвать новый кризис неплатежей. Он уже ухудшил финансовый результат (прибыль минус убыток) предприятий России: если в январе-октябре 2000 года тот был лучше прошлогоднего в 1,9 раза, то в январе-октябре 2001 – на 6,5% хуже. В реальных ценах ухудшение финансового результата в августе-сентябре достигло 22.4, а в октябре - 26,5%.
Признак ухудшения положения предприятий - рост числа безработных: он идет с июня и составил 232 тыс.чел., в том числе в ноябре – 100 тыс.. Безработица выросла с 8,5 до 8,8%.
Об ухудшении дел говорит и рост долга по зарплате за сентябрь-ноябрь на 6.3%, а с начала года - на 9,8%. Долг по выплатам на предприятиях с начала года вырос на 12,7%.
Несмотря на «запас прочности», досрочную выплату и скупку внешних долгов (из-за чего в 2003 году не будет «пика выплат») эти тенденции сделают 2002 год предкризисным.
Выход. Прежде всего – взяться за решение структурных проблем; начать с реструктуризации правительства и администрации президента как необходимой меры, обеспечивающей возможность успешной работы.
Для быстрого улучшения положения ограничить либерализацию валютного регулирования (и другие необдуманно форсируемые либеральные реформы, включая реформу ЖКХ и форсированное вступление в ВТО) и начать стимулировать экспорт. Меры по существенному ограничению доступа иностранных товаров на российский рынок принимать только «в обмен» на разработку отраслевыми объединениями бизнесменов реалистичных программ развития соответствующих производств.
Разработать программу развития производительных сил с отраслевой и региональной привязкой. Там, где самостоятельной активности бизнеса недостаточно, стимулировать ее мерами государственного регулирования.
Компенсировать прямыми гарантиями государства недостаточную защиту собственности и превышение инвестиционным циклом цикла политической стабильности (инвестиции начинают приносить прибыль при третьем президенте).
Внебюджетное стимулирование инвестиций (например, переучетом Центробанком векселей первоклассных заемщиков) заставит «финансовый пылесос» заработать «на всос», что удержит рубли в производстве и сделает приток капиталов инфляционно безопасным.
Михаил ДЕЛЯГИН