В последнее время активизировалось создание региональных организаций «Либеральной России». В Новосибирске этим занимается демократ «первой волны», в недавнем прошлом депутат Государственной думы Аркадий Янковский. Сегодня он дал интервью газете «Вечерний Новосибирск», избранные места из которого приводит АПН.
Есть мнение, что «Либеральная Россия» будет партией одного человека – Бориса Березовского.
Пока «Либеральная Россия» - это движение, а в партию будет преобразована весной. Насчет одного человека: КПРФ - Зюганов, «Яблоко»- Явлинский, СПС - Немцов, ЛДПР - Жириновский... Применимо в той или иной степени к кому угодно, но к «Либеральной России», наверное, в последнюю очередь, потому что у нас как раз присутствует коллегиальность. Березовский же - лидер среди спонсоров. Он больше других финансирует, но он, кстати, не единственный спонсор. Что же касается выработки политических решений и руководства, то есть политсовет, есть четыре депутата Госдумы, которых я хорошо знаю: Виктор Похмелкин, председатель исполкома Владимир Головлев из Челябинска, Сергей Юшенков и известный правозащитник Юлий Рыбаков, соратник Галины Старовойтовой.
Почему все-таки те люди, о которых вы говорите, разошлись во взглядах с Союзом правых сил?
Достаточно очевидно, что СПС превратился в филиал «Единства». Думаю, не открою большой тайны, если скажу, что финансирование таких партий, как «Единство» и СПС, идет по указке Кремля: просто вызываются олигархи и по разнарядке финансируются эти структуры. Существует система, при которой крупные корпорации, работающие с бюджетом и правительством, получают задание финансировать конкретные политические партии - налицо совершенно недопустимая для гражданского общества ситуация.
По сравнению с этим деньги Березовского чище: они в основном и зарабатываются за рубежом, и проверяется он как никто другой. Тот факт, что для фонда Сахарова Елена Боннэр взяла деньги у Бориса Березовского, о многом говорит.
А не смущает, что уже какая-то аура складывается: Березовский, Головлев... О них в последнее время много говорят.
Головлеву создали образ. Совершенно надуманный. Если бы было что-то серьезное, то его, конечно же, могли бы скрутить давно. Там все вымучивают, там ничего нет. С Березовским я лично не знаком. С точки зрения электоральной и, так сказать, политтехнологической, он - фигура одиозная. Но я смотрю на это очень просто: Березовский сегодня - это не тот Березовский, что был раньше. Он занял совершенно четкую позицию: он не при власти, он идет против власти. Причем последние пару лет занимает позиции абсолютно правильные, с моей точки зрения, мне близкие. Поэтому с определенной поправкой, что необходимо серьезное обеспечение независимости партии от него, я и принял предложение.
От кого, если не секрет?
От Сергея Юшенкова. Он был главным организатором «Либеральной России», сейчас является одним из сопредседателей движения. Здесь люди, с которыми я четыре года был не просто в одной Думе, а можно сказать, в одной бригаде - это мои друзья. То, что в демократической нише оказался и Березовский - что ж... В конце концов, чтобы закончить с этой темой, скажу: есть судебная система - так разбирайтесь! Не я пришел к Березовскому, а Березовский пришел в политическую организацию, которую, кстати, не он создавал и которая существует уже полтора года. Если что-то с его стороны будет неприемлемым для меня и для организации, то это будет означать, что либо он уйдет, либо нас там не будет.
Ближайшие планы «Либеральной России»?
Во всероссийском масштабе - набрать необходимое для регистрации число членов - десять тысяч - и преобразоваться в партию. Я буду курировать Западно-Сибирский регион. Что касается моих планов, то я нацеливаюсь на Государственную думу. В выборах в областной Совет я участвовал чисто номинально и рассматривал их как некий социологический опрос. По результатам могу сказать: устойчивый демократический электорат есть. Хотя сегодня, в принципе, объективно не наше время - сузилось электоральное поле. Но остались принципиальные демократы, которые в течение десятилетия своих взглядов не меняли. Отсюда и задача - выступать всегда, в том числе и на местных выборах, чтобы говорить о нашей позиции и объяснять ее.
Но на ту же нишу претендуют ведь «Яблоко» и СПС.
С новосибирским «Яблоком» у нас нормальные отношения. Многих я знаю очень давно, некоторые из «яблочников» через меня и пришли в политику. Можем выступать вместе. СПС дрейфует в сторону «Единства» и уже фактически пришел туда. Думаю, что раскол там будет чем дальше, тем больше. Для них тоже наступает момент истины: если они подстроятся под Путина, значит, мы будем не в одном лагере. Что же касается отношений с местной властью, то персонально против Виктора Толоконского я никогда не выступал, но принципиально против того, чтобы доминировал один человек, будь то президент или губернатор. Вопросы всегда есть, и мы будем помогать с критической точки зрения. Как Путин нуждается в нормальной демократической оппозиции, так и Толоконский, но оппозиция должна быть не оголтелой, а конструктивной. И то, что в областном Совете нет демократической оппозиции, плохо для всех. В том числе и для Толоконского. Именно поэтому мы обязательно будем участвовать в выборах на всех уровнях.