Как известно, вчера основатели спонсируемого опальным олигархом Борисом Березовским движения «Либеральная Россия» Виктор Похмелкин, Сергей Юшенков, Владимир Головлев и Юлий Рыбаков объявили о выходе из состава думской фракции Союза правых сил (СПС). В руководстве СПС, по информации АПН, к уходу четырех бывших соратников отнеслись с пониманием и даже некоторым облегчением: теперь лидерам правых не придется ломать голову, например, на тем, под каким предлогом освободить Виктора Похмелкина от должности первого заместителя главы фракции. О мотивах своего решения депутаты Государственной Думы, покинувшие вчера фракцию СПС, рассказали в интервью АПН.
Виктор Похмелкин:
Надоело быть прикрытием проправительственной политики руководства СПС. Терпел, сколько мог. В конце 2001 года пришел конец терпению. Я понял, что уже не могу больше находиться в этой фракции, не могу с нею ужиться. И дело не в личных отношениях, как пытается представить [лидер думской фракции СПС Борис] Немцов, а в том, что по самым главным вопросам политической жизни страны у меняс Борисом Ефимовичем кардинально разошлись точки зрения. Союз правых сил исходит из того, что с властью надо сотрудничать. Что в целом политика Путина правильная, а президент, оказывается, выполняет, по существу, программу СПС. Я же считаю политику Кремля антидемократической, вредной для России. Она игнорирует права человека, разрушает конституционный принцип разделения властей, закабаляет суд и парламент.
Два слова о планах. Мы с коллегами, которые вчера также вышли из фракции СПС, создаем партию "Либеральная Россия". Она будет бороться за соблюдение ценностей свободы и прав человека против государственного произвола. А в самой Думе мы будем сотрудничать со всеми депутатами, которые разделяют наши принципы. Если из этого вырастет депутатская группа - хорошо. Но такой самостоятельной цели нет. Стратегическая цель - формирование собственной фракции в Государственной Думе в 2004 году".
Владимир Головлев:
Вопрос о нашем пребывании во фракции СПС обсуждался давно. То есть, решение принято не спонтанно. Оно вызвано нашим несогласием с тем, что СПС открыто объявил о готовности выражать интересы правящих олигархов. К этому можно добавить принятие руководством СПС полуфашистского плана по Чечне, который предполагал введение запретов на профессии и позволял проводить насильственное выселение гражданских лиц из своих домов в лагеря. Не могли мы согласиться и с тем, что СПС поддержал правительственный вариант бюджета 2002 года. А ведь это бюджет коррупционного бюрократического государства. Короче, СПС стал превращаться в организацию тоталитарного плана, с которой нам не по пути. Спрашиваете, почему такое с СПС происходит? Этого хочет Чубайс, заинтересованный в дружбе с Путиным. Анатолий Борисович платит деньги этой партии, тем, кто входит в ее руководящие органы, включая определенных депутатов, в расчете, что СПС не только поможет ему сохранить его место, которое качается, но и сделает его премьер-министром, осуществит его давнюю мечту.
Сергей Юшенков:
О мотивах моего выхода из фракции СПС: ее руководство объявляет о поддержке курса президента и правительства, что оно является одним из главных его разработчиков; я - против этого курса, нахожусь к нему в оппозиции, считаю его чудовищным, ибо он ведет к строительству в России полицейского государства. Фракция СПС стала фактически филиалом "Единства". Убедившись в этом, я покинул ее ряды. Последней каплей послужило решение правительства начать новый виток геноцида в Чечне, отправить в тюрьму журналиста Пасько, попытка Кремля ликвидировать не зависимый от государства телеканал ТВ6. Говорят, что наша акция - своего рода шаг на упреждение, чтобы не оказаться вне рядов фракции по решению ее руководства. Это не так. Тем более, что о нашем уходе сожалеют очень многие члены фракции. Не уверен, что во фракции хватило бы голосов, чтобы исключить нас из нее. Сожалею, но руководство СПС, похоже, не понимает, что происходит в стране. А не понимает потому, что все они настоящие чиновники - Чубайс и Кириенко, или бывшие - Немцов, Хакамада, Гайдар. Они ни разу не были в оппозиции, никогда жестко не противостояли власти. Их прошлое дает о себе знать. Этим все сказано. А мы, вышедшие из фракции, и в прошлом были независимыми от власти, часто серьезно оппонировали ей и при Ельцине, четко выражали позиции либерализма.