В данной работе я не собираюсь, к сожалению для некоторых читателей, анализировать прошедшие за последние полтора года в России выборы с точки зрения их «результатов»: тот победил, этот проиграл, та группировка возвысилась, эта – опустилась…
Гораздо важнее сейчас остановится и посмотреть на ситуацию «сверху» - а что, собственно, происходит со страной и всеми нами и стоит ли считать, что всЈ идЈт «как обычно»?
Новые веяния или старые чаяния?
«И полетели головы. И это
Была вполне весомая примета
Что новые настали времена…»
А.Галич
Анализировать региональные и местные выборы в России, произошедшие в конце 1999 – первой половине 2000 года практически не имеет смысла: доминантой российской политики тогда были, безусловно, выборы в ГД и смена Президента РФ.
К середине 1999 года стало ясно (даже в Кремле), что народ устал от перестроек и революций и хочет тихо и спокойно пожить в своЈ удовольствие и, желательно, без особых потрясений. Шло быстрое «омещанивание» страны и «электората». На этом фоне первый же человек во власти, пообещавший заботиться и оберегать, не дЈргая разными нововведениями, стал «народным кумиром». Им оказался Владимир Путин.
Строго говоря, никакого «феномена Путина» не существует – на его месте мог оказаться любой человек со схожим набором качеств и со столь же невнятными (т.е. заранее не заданными) политическими и экономическими взглядами. Главное – стремление к власти и антипатия к изменениям…
Естественно, новый кандидат в «наследники» получил поддержку значительной части спецслужб и консерваторов в целом: он был в некотором роде «свой», было ясно, что новых революций от него ждать не приходится, к тому же, многие в российской элите надеялись им «порулить».
То, что ВВП продемонстрирует активную федеральную политику и свою слабую управляемость, можно было предсказать и не видя его. Собственно говоря, все действия нынешнего президента легко укладываются в те охранительно-консервативные настроения, которые преобладали в верхах советской элиты в конце 1970-х гг. Этим «советским черносотенством» были в большей степени захвачены верхи спецслужб и, в меньшей, армии.
За прошедшие 25 лет многочисленные перестановки в армии и боевые действия на территории России (вкупе с путчами и прочим использованием армии в политических целях) изрядно выбили из генералов этот «охранительных» дух. Стало ясно, что, кроме приятных рассуждений о собственном «патриотизме» (на кухне), есть ещЈ весьма неприятные и грязные политические игры (на свежем воздухе).
Спецслужбы, несмотря на все перестройки и перестановки, почти в полном объЈме сохранили это стремление «спасать Россию».
«О Сталине мудром…»
«Политик, верящий в свои лозунги –
мЈртвый политик…»
Народная примета
Самой большой проблемой было и остаЈтся не стремление «спасти Россию» со стороны ряда генералов и большинства «спецслужбистов». Самое неприятное – это сформировавшийся в их головах образ «идеальной России».
Вообще, российская политика по ряду причин неспособна существовать в пространстве прагматики и интересов – ей обязательно нужны идеалы и борьба за «светлое будущее». Выбрать один из имеющихся вариантов при минимизации вреда для народа и страны (что является основой реальной политики) наше руководство всегда считало для себя унизительным. Обязательно придумывался ещЈ один вариант, не лезущий ни в какие ворота – и начиналось строительство воздушных замков на обломках сопротивляющейся реальности.
При этом, падение уровня культуры и способностей к управлению правящей элиты СССР-России приобрело за последние годы анекдотические размеры. Руководство СССР было сменено руководством РФ (падение уровня раз в 10), затем бывших первых секретарей обкомов сменили «начальники орготделов райкомов» (ещЈ падение настолько же), затем к власти пришли остатки «весьма среднего» слоя российских спецслужб.
Глядя на них, складывается ощущение, что, пока все мало-мальски профессиональные аналитики России накапливали опыт и формировали совокупными усилиями систему знаний о стране и о народе, работники спецслужб (включая их аналитиков) сидели в глухой осаде в какой-то дальней крепости… Как результат – они сегодня с пафосом и помпой пытаются рассказывать всем и каждому вещи очевидные и давно известные.
Естественно, в этих условиях, самообман современной российской элиты и идеализация (мифологизация) своей страны и истории процветают. Самым опасным в этой ситуации является «миф о Сталине» - придуманный, в основном высосаный из пальца, образ сталинского СССР как идеала «российского патриота» (естественно, с заменой «марксизма-ленинизма» на «православный патриотизм»). К сожалению для всех нас такой страны и такого государства, как представляют себе современные «КремлЈвские мечтатели» никогда не существовало…
Эти люди, как правило, игнорируют сложнейшие государственные механизмы Советского общества, не обращают особого внимания на всю сложность и все закономерности (и ограничения) идеологической работы в СССР, полностью игнорируют (впрочем уже разрушенную) систему подготовки и расстановки кадров в эпоху ВКП(б)-КПСС. Они забывают даже то, что в СССР (который, в сущности, был Империей) различные регионы на деле управлялись совершенно(!) по разному – хотя и из одного Центра.
То есть, эти люди попросту берут знакомые им реалии Брежневской эпохи (периода глубочайшего системного кризиса советского общества) и, механически совокупляя их с «идеалами позднего Сталина», пытаются (не особенно задумываясь) переносить всЈ это в современную Россию.
Большинством подавляющих голосов…
«Ради такого дела мы не то что
кенгуру, мы двух динозавров замочим…»
Юз Алешковский
С такой точки зрения выборы выглядят не просто, а очень просто: берутся кандидаты, сортируются по признаку свой-чужой, избирателю советуется за кого голосовать – и дело в шляпе…
Если бы так всЈ просто!
Избиратель, гад такой, за последние лет десять разбаловался (не без влияния «сионистов из СМИ» и «демагогов из Думы») и требует привычных и любимых кандидатов. Попросту говоря, в регионах в 1994-98 гг сформировалась новая, постсоветская элита, достаточно устойчивая и имеющая определЈнное влияние в народе.
Теперь, естественно, появляется задача эту элиту заменить на «своих».
Замена региональных элит пошла «по всем фронтам» - через реформирование Совета Федерации, через влезание в региональные выборы (чего при Ельцине просто не разрешалось), через «борьбу с олигархами».
Подумать о том, что легче приручить уже избранного губернатора, чем насильно двигать своего – у них уже не хватает ни времени, ни умственных способностей.
Основным инструментом политической борьбы быстро становится «диктатура закона»…
Закон – что дышло…
См.заголовок
Народная пословица
Если не рассматривать вовремя случающиеся теракты как новые политтехнологии, то главным инструментом выборов в последние год-полтора стал «закон».
В условиях полной правовой безграмотности России сверху донизу, в условиях, когда народ не понимает фундаментального различия между «правилами» и правом, правовой нигилизм населения дополняется профанацией права со стороны элит.
Общество не может управляться без регуляторов – но советская система «фактического» (пусть и феодального) права давно разрушена. Власти ещЈ в 90-х гг начали игнорировать фундаментальные основания и особенности российского права, заложенные в массовом сознании.
Это было само по себе очень опасно, но сейчас на смену дешЈвому копированию Западного права пришЈл новый «принцип» «закон что дышло…». Государство абсолютно беззастенчиво отказалось соблюдать им же установленные правила.
Власть стала напоминать здоровенного бугая, который, будучи абсолютно уверен в собственной победе, предлагает сразится с ним голыми руками. Когда же его начинают одолевать (несмотря на все его явные преимущества), он вынимает здоровенную дубину и начинает мочить ею направо и налево, при этом рассуждая о «недопущении грязных политических технологий».
Вместо устранения противоречий и «дырок» в законодательстве (особенно их много в избирательном праве) сторонники «диктатуры закона» с удовольствием эти правовые проблемы используют. РастЈт количество судебных процессов – правовых по форме, «бесправных» по содержанию. Право становится инструментом бесправия, как результат – крайне опасный правовой нигилизм масс развивается всЈ быстрее и быстрее…
Хотели как лучше…
См.заголовок
В.Черномырдин
На глазах изумлЈнных россиян разворачивается эпохальная борьба за власть – т.е. за собственность…
Некоторые думают, что борьба ограничивается политикой – но ведь речь идЈт о собственности на всЈ народное хозяйство. Просто пока не до мелких предприятий…
При этом не следует преувеличивать борьбу старой и новой команды – просто «старых» работники спецслужб не берут к себе (как и всех «не своих»), а уж людей «знаковых» в общественном или своЈм мнении (Волошин, Дьяченко, Гусинский, Березовский) вообще стремятся убрать подальше.
Показательными являются выборы президента Удмуртии осенью 2000 года. Речь шла не только о национальной республике и власти в ней, но и о регионе с огромной промышленностью, в последнее время весьма востребованной и прибыльной.
Ценой всякой разной деятельности (не хотел бы расшифровывать – но можно себе представить) власть обеспечивает победу «своего» кандидата – действующего председателя Госсовета А.Волкова.
Победа? Но: в ходе тех выборов (бывших пробным камнем для новой власти) становится ясно, что основная электоральная опора Кремля – в основном малые города и деревня. В средних (и, тем более, крупных) городах ситуация иная… Даже такой «промышленно-крепостной» город как Ижевск фактически проголосовал против «КремлЈвского кандидата».
Волков, несмотря ни на что (и ни на кого) побеждает… И Кремль становится заложником продвинутой им слабосильной «новой» региональной «элиты». Через год, осенью 2001 года, президент Удмуртии А.Волков уже беззастенчиво пропихивает на должность мэра Ижевска (где сосредоточены основные налогоплательщики Удмуртии) своего, мало кому известного кандидата. Этот кандидат побеждает бывшего федерального инспектора Чикурова, который ещЈ за год до этого (по указке из Центра) ревностно проталкивал во власть самого Волкова…
Совершенно ясно, что теперь все проблемы региона будут решаться в Кремле и фразу «вы меня выбрали – вы и помогайте» в Москве будут слышать всЈ чаще и чаще…
Новые «технологии» и старые проблемы
«Не можешь с… - не мучай ж…»
Народная поговорка
Но, как ни странно, «новые избирательные технологии» далеко не всегда помогают.
В Курской области буквально «впихнутого» избирателям на прошлых выборах и уже привычного им (но надоевшего Центру) Руцкого снимают. Но, к изумлению новых властей, их кандидат Суржиков явно не является лидером предвыборной гонки. И, в результате, губернатором становится коммунист Михайлов – не только не «свой» для Кремля человек, но и вообще (будучи депутатом ГД) не собиравшийся реально становиться главой региона…
В Амурской области побеждает бывший журналист Коротков, депутат ГД и тоже совершенно «чужой» для Кремля человек.
К этому времени Абрамович быстро становится «главным чукчей», Хлопонин (Норильскникель) – главным на Таймыре.
Напряжение нарастает… По результатам разгрома Гусинского с Березовским и до остальных «олигархов» наконец доходит, что идЈт борьба не только за политику (к которой они оказались самоубийственно равнодушны), но и за их предприятия и, может быть, за их свободу…
Концентрация «в одном флаконе» борьбы за власть и за собственность достигает своего апогея в Якутии, где делят не только огромную территорию национальной республики, но и алмазного монополиста мирового уровня…
И, конечно, выборы в Москве…
Песня о Москве
«Москва – это отдельная песня…»
Из разговора
Столица всегда была более феодальным и менее «продвинутым» регионом, чем остальная Россия. В Москве, при самом развитом электорате в стране не только никогда не было и нет значимых региональных СМИ, но и отсутствовала реальная политическая борьба (процветающая во всех остальных регионах).
Объединение окончательно распроституированных «правых» с «центристами» «Единства» (невнятными, как и вся российская политика последних лет) и «московскими боярами» «Отечества» создало мутанта, от которого в испуге отшатнулся московский избиратель. Политическая борьба «нанайских мальчиков», являясь сговором за спиной избирателя и грубым нарушением Конституции России, привела к предсказуемому результату.
Явка в 29% в столице страны показала суммарный рейтинг четырЈх основных «партий» современной России. И где – в крайне политизированной столице… Огромное для нашей культуры протестное голосование – в среднем 15% - продемонстрировало растущую неприязнь народа к власти. К тому, же, типичный уровень подтасовок на выборах – 5% – явно перекрывает границу, отделяющую «состоявшиеся» выборы от несостоявшихся.
«Первый звонок» прозвенел. РастЈт идеологический вакуум и политическое бессилие. Нарастает угроза десакрализации лидеров, развенчания кумиров. В глазах народа авторитет власти рассыпается… ДойдЈт ли это до Кремля?
Тенденция, однако…
«Я тебе его дарю…»
Из песни о Севере
Выборы президента Якутии стали «укрупнЈнным повторением» выборов 2000 года в Удмуртии. В борьбе вокруг добычи алмазов забыты не только жители Якутии. Забыты элементарные правила приличия для политической элиты. Такого бесстыдства, трусости, безответственности, такой игры в «диктатуру закона» - да ещЈ с экранов телевизоров – наш народ ещЈ не видел…
Стремление посадить чью-то высокопоставленную задницу в кресло руководителя «Алросы» и перенаправить потоки от торговли алмазами сделало участников борьбы почти невменяемыми… Хотя все исправно рассуждали об «интересах государства».
Нарушение почти всех негласных договорЈнностей (сделанных во времена Ельцина с целью избежать перехода политической борьбы в разрушительную фазу) достигло своего апогея.
В Якутии дошло до грубого нарушения негласной конвенции политтехнологов о ненападении. Запрет на атаку, направленную не на кандидата, а на его наЈмных работников, был нарушен. Теперь никто не может чувствовать себя в безопасности. Кто из специалистов будет после этого честно и добросовестно сотрудничать с властью и с «еЈ» кандидатами?
А результат? Результат очевиден…
Штыров выиграл первый тур. Допустим, что он победит и во втором – скорее всего, учитывая особенности национальной психологии якутов, протестного «переключения лидеров», как в своЈ время в Карачаево-Черкессии, не будет. И что же он получит? Полностью подорванный собственный авторитет в республике, имидж «ставленника Москвы» и еЈ инструмента в борьбе с «народным лидером» Николаевым. Шаткую власть над местной элитой, неуважение у народа (кроме его бывших подчинЈнных)…
А ведь впереди ещЈ борьба за кресло президента компании «Алроса». Сможет ли Штыров, как он надеется, провести в лидеры грамотного руководителя – или тот будет назначен из Москвы по принципу личной преданности людям в Центре?
Ответ по моему ясен. В итоге «победитель» станет заложником преобладающих политических сил и из хорошего промышленника превратится в среднего руководителя среднего региона. Тем более что финансовые потоки «Алросы» уйдут совсем в другое место…
Народ без выбора – выборы без народа
«Жил-был поп – толоконный лоб…»
А.С.Пушкин
А что же народ? Безмолвствует??
К сожалению (или к счастью) – не совсем…
Глядя на весь этот электоральный балаган, видя разрушение такими трудами создававшейся в 1990-х гг избирательной системы, народ делает однозначный выбор: по избирательным участкам не шляться, сидеть дома и ругать власти.
Я не собираюсь идеализировать политическую систему ельцинской России, но для нашего человека нет ничего хуже быстрой смены правил игры – он только успел приспособится к прежним. К тому же, участие народа в выборах, не решая особенно ничего, давало простым людям отдушину, возможность на законных основаниях показать власти кукиш или продемонстрировать свои проблемы (так сказать, «феодальный эксгибиционизм»).
Теперь и это отняли… Я не стал бы на месте Кремля заворожЈнно смотреть на рейтинги Путина. Народ стал бояться власти и реальные настроения и политическое напряжение загнаны в подполье.
А соцопросы? Подойдите к любому простому человеку на улице и спросите: «Вы за Путина?» - он испуганно на Вас взглянет и быстро ответит: «Конечно…».
Вот только явка на выборы постоянно падает…
Светлое будущее в мрачных тонах
«Нынешнее поколение советских
людей будет жить при коммунизме…»
Н.С.ХрущЈв
Не хотелось бы, чтобы лозунгом новой России стало: «сила есть – ума не надо».
А прогноз? Пожалуйста:
«С учетом психологических и деловых особенностей президента Путина, персонализирующего в себе современное Российское государство, Россия, скорее всего, не справится с ожидаемыми в начале или середине текущего десятилетия долговым и инвестиционным кризисами, которые будут усугублены снижением цен на нефть и другие традиционные товары российского экспорта. …половинчатость политических преобразований и сохраняющееся отсутствие в России «политической воли» не позволяют реализовать даже самые благие намерения. Поэтому … следует ориентироваться … на наиболее вероятный вариант, по которому к 2004 году команда Путина окончательно продемонстрирует свою неспособность решать растущие проблемы России.»