Евгений Иванович, что стало целью вашего визита в Дальнегорск? Помнится, раньше, в бытность губернатором, вы ежегодно приезжали в родной город перед родительским днем. Традициям решено не изменять?
Немного не так. Уже пять лет у меня не получалось приехать сюда именно в родительский день, так что необходимость в таком визите уже назрела. К тому же удачно совпало то, что мой рабочий график по возвращении из Сеула, где я был в командировке, позволил мне на неделю остаться в Приморье. Я провел две рабочие встречи - одну во Владивостокском рыбном порту, другую - с администрациями портов Хасана, Находки, Владивостока, и на полтора дня заехал в Дальнегорск. Первым делом отправились на кладбище, к отцу, потом на кладбище села Лидовка - там много родственников жены покоится. В общем, получился такой день памяти... А на следующий день с одноклассниками встретился - это наша традиция, стараемся ее не нарушать.
Как вы думаете, почему, несмотря на то, что больше года прошло с того дня, как вы возглавили Госкомрыболовства, уехали из Приморья, всевозможные СМИ не оставляют персону Наздратенко в покое?
Думаю, в первую очередь об этом нужно спросить у самих "всевозможных СМИ". А если серьезно - я ведь продолжаю работать, хочется этого кому-нибудь или нет. И работаю я в той же самой манере, в какой работал и в горнорудной компании, и будучи губернатором. Я до сих пор привержен тем принципам, в которые верю. (…) Может быть, и сам я какие-то ошибки допустил. Все вместе это, наверное, и подогревает интерес к моей персоне.
Поговорим тогда о вашей нынешней работе. Что-то вам пришлось ломать, переиначивать в работе ведомства для выстраивания собственной концепции руководства отраслью?
Познакомиться с предшественником, возглавлявшим комитет до меня, так и не удалось - кабинет был пуст. Стал знакомиться с отраслью в командировках - а положение было и остается тяжелым. Ведь Россия на целых десять лет ушла из Мирового океана, и мы были исключены изо всех 59 международных соглашений по рыбной ловле! Весь Мировой океан поделен на квадратики, и СССР в этих квадратах был представлен очень даже внушительно. А потом представители России стали просто игнорировать сессии, проводимые мировыми рыбопромышленниками, и договоры не были пролонгированы. Теперь наши специалисты ездят по всему миру и пытаются восстановить утраченное. А ведь сразу договориться просто нереально: я сейчас был на сессии в Сеуле, где все представленные 25 стран с таким жаром защищали буквально каждый свой кусочек Мирового океана! Каждый работает в собственных интересах, что естественно. Поэтому сейчас в рыбной отрасли России идет просто сумасшедшая работа...
А аукционы по продаже квот? Они будут продолжены?
Мы скоро приступим к созданию аукционных рынков. То есть аукционов, на которых будет продаваться не мифическая "рыба в воде" - что и происходит на квотных аукционах, - а уже готовая, выловленная рыбопродукция. Безусловно, такие рынки появятся, в первую очередь, в Приморье, на Дальнем Востоке, и здесь мы воспользуемся хорошим опытом Японии, Норвегии, где подобные рынки успешно действуют не одно десятилетие.
Мы прошли уже Межведомственную комиссию Совета безопасности, где высказали свое отношение к аукционам в их нынешнем виде. Это, понятно, не нравится заинтересованным в их проведении ведомствам. Я мог бы, конечно, и промолчать. И выбрать путь набивания собственных карманов, создания посреднических фирм. Другой путь - это формирование такой отрасли, которая смогла бы честно и прозрачно работать в интересах страны. А для этого нужно отменять эти совершенно безумные квотные аукционы, которые работают только на удорожание рыбы, создавать реальные аукционные площадки, настоящие рыбные рынки по всей стране, ужесточать контроль в море. Одним словом, собирать отрасль по кусочкам...
О своих недоброжелателях вы уже сказали. А как насчет соратников, тех, кто поддерживает "линию Наздратенко"?
У нас сложились рабочие отношения с руководством правоохранительных структур. Хорошо работается с ФСБ, налоговой полицией, экономическими подразделениями МВД. В общем, с силовиками налажены добрые контакты и самое тесное взаимодействие. Да и с Генеральной прокуратурой тоже... Кстати, помните, в конце прошлого года опять мелькнуло в прессе: вот, мол, и до рыболовства генпрокурор добрался, рыбку смотрит - в скандальных таких тонах мелькнуло, с намеком многозначительным... Да ведь это как раз я и пригласил все ведомства посмотреть, как дела в Госкомрыболовства, ревизию провести - и Генпрокуратуру, и Счетную палату! А вы говорите...